В четверг в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошла премьера спектакля "Апостол Павел", поставленного Аркадием Левиным по одноименной пьесе молдавского драматурга Иона Друцэ.
Узнайте больше в полной версии ➞Актерам пришлось осваивать не театральное пространство зала и обходиться без занавеса. Аскетичные, но функциональные декорации изображали поляну где-то в греческих горах недалеко от бухты.
Все герои, кроме Павла, - торговцы, и в течение спектакля они ждут прибытия кораблей, для которых приготовили товары. Эллин-философ - идеи, дак - хлеб, северный варвар - вино, его раб-финикиец - печальные песни, скиф - оружие, а женщина - любовь.
Импровизированный рынок смущает собирающий камни апостол. С того момента, как Павел (Виктор Гвоздицкий) объясняет торговцам, что можно разрушать, а можно строить и, что камни - это разбросанные искушения и разбросанное оружие, начинается его проповедь.
С каждым из собравшихся на поляне Павел по тому или иному поводу ведет беседу, угадывает их прошлое, их намерения и старается примерить с остальными. Те же вместе и по одиночке доказывают, что они несовместимы.
Младшему из апостолов, начинавшему с гонения христиан, приходится спорить с ними о природе вещей и природе человека и в худшие моменты криком призывать на них благодать Иисуса Христа.
Не всегда естественными фразами и чуть странным поведением он постепенно добивается своего. Проститутка становится на какое-то время почти Марией Магдалиной, и все торговцы в едином порыве отдают часть своего добра, чтобы выкупить финикийца у варвара.
А потом как братья и сестры собираются за одним столом, преломляют жертвенные хлеба и поют одни песни, пока на горизонте все-таки не показываются пиратские корабли, и возможность заработать не возвращает изгнанных бесов.
Павел, доказавший их совместимость, получает возможность второй раз объединить их. Но уже как раздражающая помеха, от которой все хотят избавиться. Он сам предлагает убить себя собранными камнями, говорит последние горькие слова и благословляет своих убийц.
В отличии от автора нелюбимого Церковью "Последнего искушения Христа" Никоса Казандзакиса, Ион Друцэ не позволяет себе никаких вольностей, не трогает библейские события, не оспаривает божественной природы. Более того, постановка его светской пьесы даже получает благословение Патриарха.
Но самыми убедительными у него и у режиссера выходят самые простодушные персонажи - дак и финикиец, которые далеко не главными ролями переигрывают всех остальных. Им удается соответствовать и времени, и месту, что из-за самого материала пьесы у всех героев просто не получается.