Повысить тарифы на транзит в Калининград нефти и черных металлов решили власти Литвы. Как сообщается на сайте ежедневной газеты "Известия", 3 сентября Lietuvos gelezinkeliai ("Литовские железные дороги") повысили тарифы на транзит в Калининград нефти и черных металлов. В результате предпринятых литовскими властями мер цены на бензин в Калининградской области, и без того самые высокие в России, вырастут еще не менее чем на 7 процентов, а порты российского анклава потеряют часть грузов.
Узнайте больше в полной версии ➞Таким образом Литва добивается от России снижения цен на перевозки в свои порты. Глава литовского транспортного ведомства Валериус Пономаревас заявил, что таким образом Литва всего лишь заботится "об эффективной работе Клайпедского порта". По его словам, с российской стороны уже существует "тарифная дискриминация" в отношении портов Литвы, из-за чего стоимость перевозок некоторых грузов в Калининград ниже, чем в литовские порты. В чем конкретно выражается эта дискриминация, министр не сообщил, не прокомментировали его слова и в руководстве порта Клайпеды.
Тариф на перевозку по железным дорогам экспортной нефти или зерна в порт действительно ниже, чем при перевозках через сухопутные пограничные переходы. Грузы в Калининградскую область идут через погранпереходы на литовской границе. По словам начальника департамента транспортного развития Калининградской области Николая Рябичко, регион страдает от этого не меньше Литвы. Только на перевозках древесины, завозимой для обеспечения работы двух целлюлозно-бумажных комбинатов, область теряет ежегодно около 20 миллионов долларов.
Неурегулированность транзитных отношений с соседями поставили на грань разорения и элеватор Калининградского порта. В 2003 году порт обработал 211 тысяч тонн зерна, за семь месяцев этого года - всего 40 тонн. Причем в выигрыше прежде всего литовские порты - стоимость доставки тонны зерна из Казахстана до Клайпеды составляет 41,8 доллара, до Риги 40,7 доллара, а до Калининграда - 42,25 доллара.
А повышение тарифов на транзит нефти грозит анклаву и его портам новыми неприятностями. По словам главы управления экономики Калининградской области Виталия Жданова, что в области ожидают роста цен на нефтепродукты уже в сентябре на 7-8 процентов. При этом литр дизельного топлива в регионе уже стоит 12 рублей.
Ранее Литва уже ужесточала правила транзита грузов в Калининград через свою территорию. Так, с 1 мая 2004 года, когда Литва стала членом Евросоюза, на ее территории стали действовать новые правила фитосанитарного и ветеринарного контроля и запреты на перевозки некоторых видов минеральных удобрений. Повысились на 25 процентов ставки оплаты за ветеринарный контроль транзитных грузов, увеличились до трех суток нормативы простоя грузовых поездов на погранпереходах.
Минтранс и руководство ОАО "РЖД" пока не отреагировали на новые транзитные ограничения со стороны Литвы.