Россия выступила против того, чтобы вопрос об иранской ядерной программе выносился на обсуждение Совета Безопасности ООН. Как заявил информационному агентству "Интерфакс" 13 сентября заместитель главы МИД России Юрий Федотов, Россия считает, что обсуждать этот вопрос в Совбезе ООН преждевременно. Между тем США утверждают, что Иран в самое ближайшее время может изготовить четыре ядерные бомбы.
Узнайте больше в полной версии ➞Как сообщило 2 сентября американское информационное агентство Associated Press, к такому выводу администрация США пришла после изучения доклада МАГАТЭ. В докладе говорится, что Иран планирует переработать более 40 тонн урана и вновь запустить центрифуги для его обогащения. В связи с этим госсекретарь США Колин Пауэлл потребовал ввести в отношении Ирана экономические, политические и дипломатические санкции и добиться передачи вопрос об иранской ядерной программе на рассмотрение Совбеза ООН.
Иранское правительство утверждало и утверждает, что планирует использовать атомную энергию исключительно в мирных целях. В то же время в середине августа 2004 года заместитель госсекретаря США Джон Болтон заявил журналистам, что Иран одновременно разрабатывает программы, основанные на использовании обогащенного урана и оружейного плутония. Болтон считал, что строящийся в Бушере реактор в дальнейшем позволит Ирану производить ежегодно до 30 атомных бомб. Ожидается, что этот реактор будет запущен в 2006 году.
Между тем на сайте британского телеканала BBC появилась информация о том, что на заседании 13 сентября МАГАТЭ рассмотрит предложение Германии, Франции и Великобритании обязать Иран в ноябре отчитаться перед международным сообществом о своих атомных разработках. Сообщается, что хотя Тегеран готов уже сейчас дать гарантии, что не намерен производить ядерное оружие, полностью свернуть ядерную программу он не собирается.
МАГАТЭ следит за развитием ядерной программы Ирана уже два года. Большинство технологий были закуплены этой страной у России. Руководство МАГАТЭ полагает, что в настоящее время Иран намеренно затягивает переговоры с агентством, чтобы скрыть истинный прогресс в развитии военных атомных программ, тем более что Иран возобновил работы в рамках своей ядерной программы несмотря на договоренности с МАГАТЭ об их остановке.