Европа пытается вырастить своих имамов, современных, цивилизованных и понимающих потребности европейских мусульман, передает The New York Times.
Узнайте больше в полной версии ➞Несколько сотен будущих исламских религиозных деятелей из Франции и других стран живет и учится в Европейском институте гуманитарных наук, в Бургундии.
Руководство института надеется, что воспитание европейских имамов позволит остановить иммиграцию в страны ЕС духовных лидеров из арабских стран, часто являющихся самозванцами, незнакомыми с западным образом жизни, ставленниками зарубежных сил и, в самых крайних случаях, полных ненависти и способных на теракты.
"Здесь мы стараемся создать современных имамов, которые понимали бы потребности мусульман во Франции и в Европе, - говорит директор института Зухейр Махмуд, уроженец Ирака. - Нам нужно больше мечетей для правоверных, а значит - и больше имамов".
Подобные усилия предпринимаются не только во Франции. Так, в Голландии идут эксперименты по внедрению государственной программы, согласно которой имамам предстоит пройти "курса интеграции". В ходе этого курса им объясняют современные голландские ценности, включая большую терпимость по отношению к употреблению наркотиков и эвтаназии.
В Великобритании от мусульманского духовенства, въезжающего в страну, требуют владения основами английского языка.
Между тем, как отмечают журналисты, на пути к получению европеизированных имамов находится много препятствий.
Во-первых, активное участие государства в религиозных делах, вполне обычное для стран арабского мира, может вызвать протесты в Европе, где это могут счесть нарушением прав человека. Так, волну протестов вызвало в мае 2004 года предложение министра внутренних дел Испании Хосе Антонио Алонсо ввести принудительную регистрацию мусульманского духовенства и мечетей, а также вести мониторинг проповедей.
Во многих случаях, вызывает сомнения и благонадежность организаций, занятых воспитанием нового исламского духовенства. Так потенциально опасной организацией французские власти считают Объединение исламских организаций, которое заведует бургундским институтом.
Наконец, основной проблемой в подготовке и внедрении европеизированных имамов остается низкая оплата их труда.
"Позиция имама - неофициальная позиция, - отмечает Оливье Руа, французский исследователь ислама. - Почему перспективный французский или английский юноша будет тратить пять лет на изучение ислама, чтобы обнаружить, что никакой настоящей работы у него нет, а мусульманской общине просто нужен человек, который читал бы молитвы и проводил бракосочетания и похороны?".
Это подтверждается и результатами усилий бургундского института: лишь немногие из его выпускников становятся имамами, большинство после его окончания выбирают другую работу.
Та же судьба ждет и большую часть выпускников Мусульманского колледжа в Лондоне. "Если бы правительство им платило, они бы все стали имамами, - говорит директор школы. - А сейчас они поддаются на различные искушения".
Сами студенты, прошедшие обучение в Европе, по-разному оценивают эффективность этих программ. Так, Винсенте Мотта аль-Фаро, единственный выпускник бургундского института 2003 года, не может найти работу имама и пока что преподает мусульманскую культуру в Валенсии. По его словам, станет ли он имамом "зависит от того, у какой исламской общины найдутся на это деньги, а деньги есть у немногих".
Шедли Мескини, 38-летний француз тунисского происхождения, завершивший обучение в том же учебном заведении в 1997 году, смог найти работу по специальности в одном из французских городов, и сейчас произносит проповеди на французском и на арабском языках.
"Сейчас спрос на имамов небольшой, - говорит он. - Но нелегко найти имама, который бы говорил и по-французски, и по-арабски. Им нужны люди вроде меня".
Вместе с тем, оплата труда Мескини все равно остается меньше, чем минимальная французская зарплата.