Международная компания Sea Launch ("Морской старт") объявила о том, что обнаружила причину сбоя во время запуска спутника Telstar-18, проведенного в конце июня, и готова возобновить коммерческие морские запуски. Однако, как пишет газета "Коммерсант", пока ни один из немногочисленных заказчиков не подтвердил желания доверить запуск своих спутников Sea Launch.
Узнайте больше в полной версии ➞29 июня американский телекоммуникационный спутник Telstar-18, стартовавший на ракете-носителе "Зенит-3SL" с пусковой установки Odissey морского космодрома Sea Launch в экваториальной части Тихого океана, оказался на нерасчетной орбите. Виной тому, как сообщается в пресс-релизе Sea Launch, стала неисправность третьей ступени носителя - производимого РКК "Энергия" разгонного блока ДМ-SL. Его двигатель, уточняет "Коммерсант", самопроизвольно выключился из-за имевшегося в нем производственно-технологического дефекта почти на одну минуту раньше положенного.
Позже аппарат был выведен на расчетную орбиту с помощью своих бортовых двигателей, израсходовав более 2 тонн топлива и сократив тем самым срок своего активного существования на два-три года.
Как пишет "Коммерсант", ранее блоки ДМ производства "Энергии" неоднократно отказывали при стартах на "Протонах" с Байконура, что вынудило заказчиков запусков отказаться от их использования, отдав предпочтение блокам "Бриз-М", выпускаемым Центром имени Хруничева. Запусками "Протонов" с "Бриз-М" занимается российско-американская компания ILS, контролирующая более 70 процентов мирового рынка запусков геостационарных спутников.
Для противостояния ILS летом 2003 года был создан пусковой альянс Launch Services Alliance в составе Boeing Launch System (являющегося маркетинговым оператором Sea Launch), Arianespace S.A. (производителя ракет-носителей Ariane-V) и Mitsubishi Heavy Industries (производителя носителя Н-2А). Однако, как пишет газета, Sea Launch вряд ли удастся до конца этого года осуществить более одного морского пуска, так как две последние компании пока не смогли в полной мере оправиться от кризиса, вызванного авариями их носителей в 2002 и 2003 годах.
На этом фоне ILS стала безусловным лидером на мировом рынке. С января 2003 года эта компания подписала больше новых коммерческих контрактов, чем все конкуренты вместе взятые. При этом на запуск на "Протоне-М" с "Бризом-М" заключено уже 10 контрактов, а еще по трем ведутся переговоры.
Sea Launch Company является международной: 40 процентов ее акций принадлежит корпорации Boeing (США), 25 - РКК "Энергия" имени Королева (Россия), 20 - Kvaerner (Норвегия) и 15 - двум украинским предприятиям из Днепропетровска: КБ "Южное" имени Янгеля и ПО "Южмаш" имени Макарова.