Российский бизнес приобрел плохую репутацию из-за своего "темного прошлого", дела "ЮКОСа" и негативной репутации олигархов. Так считает большинство руководителей крупнейших российских компаний, опрошенных международными консалтинговыми службами PBN Company и IRG. 37 процентов участников опроса заявили, что на репутацию российского бизнеса отрицательно влияет угроза пересмотра итогов приватизации.
Узнайте больше в полной версии ➞Список негативных факторов возглавляют низкий уровень корпоративного управления и незаконные или неэтичные методы ведения бизнеса. Эти пункты отметили 73 и 63 процента опрошенных соответственно. Дело "ЮКОСа" упомянули 60 процентов респондентов, а "темное прошлое" российского бизнеса - 57 процентов.
Только 12 процентов участников опроса считают, что российский бизнес в целом имеет позитивную репутацию на Западе. Противоположного мнения придерживаются 42 процента опрошенных, еще 46 процентов заявили о нейтральной репутации российского бизнеса. При этом подавляющее большинство респондентов - 80 процентов - уверены в положительной репутации своих компаний на Западе.
Почти половина опрошенных - 45 процентов - увидели положительные изменения в репутации российского бизнеса за последние три года, еще 44 процента не отметили никаких изменений в этом отношении. Между тем в середине октября был опубликован ежегодный обзор Foreign Direct Investment Confidence Index, проведенный консалтинговой компанией A.T. Kearney, в котором Россия выпала из первой десятки экономически привлекательных стран. Авторы обзора также отмечали, что доверие инвесторов было подорвано делом "ЮКОСа" и арестом бывшего главы этой компании Михаила Ходорковского.
Опрос PBN Company и IRG был проведен в августе-сентябре 2004 года. В нем приняли участие 148 руководителей российских компаний и 27 топ-менеджеров международных корпораций с крупными капиталовложениями в России. В числе участников - руководители "Газпрома", "Норильского никеля", "Альфа-Банка", холдинга "Интеррос", ТНК-BP, Coca Cola, Boeing, Intel и Microsoft.