Экономика
13:57, 9 ноября 2004

На принадлежащие "МЕНАТЕПу" акции "ЮКОСа" нашлись покупатели

Group MENATEP, владелец контрольного пакета "ЮКОСа", готова продать свои акции российскому или западному инвестору, сообщается на сайте издания "ГАЗЕТА.GZT.RU". Главным претендентом на контрольный пакет акций "ЮКОСа" остается бывший совладелец и топ-менеджер НК Константин Кагаловский, заявивший, что готов также заплатить налоговые долги "ЮКОСа". Между тем аналитики считают, что владельцы "ЮКОСа" хотят не расстаться со своими акциями, а идут на конфликт со властью.

Узнайте больше в полной версии ➞

В начале ноября менеджеры НК заявили о возможном банкротстве холдинга. Это может быть невыгодно государству, которому "ЮКОС" задолжал более 10 миллиардов долларов. В случае банкротства в первую очередь долги холдинга выплачивались бы персоналу и кредиторам, большинство которых являются акционерами "ЮКОСа", а уж потом - государству.

4 ноября к менеджерам ЮКОСа присоединились его акционеры. Акционеры "ЮКОСа" считают, что у НК нет будущего без основного добывающего актива - "Юганскнефтегаза". Холдинг Group MENATEP, владеющий контрольным пакетом НК, обвинил российское правительство в нарушении прав зарубежных инвесторов в России. Group MENATEP заявила, что если в течение трех месяцев государство не заключит с нефтяниками мировое соглашение, то акционеры подадут на чиновников иск в международный суд. Сумма требования может превысить 25 миллиардов долларов.

А 8 ноября на конференции в Гонконге председатель совета директоров "ЮКОСа" Виктор Геращенко сказал, Group MENATEP готова в ближайшее время продать свои акции компании. Глава директорского корпуса фактически заявил, что у ЮКОСа нет будущего: "Из-за всей этой ситуации мы не можем заниматься перспективным планированием".

8 ноября Константин Кагаловский подтвердил свой интерес к "ЮКОСу". Однако предприниматель сомневается, что акционеры "ЮКОСа" смогут осуществить эту сделку. Около года назад прокуратура наложила запрет на продажу этих бумаг. По мнению Кагаловского, чиновники вряд ли согласятся снять арест.

Теоретически Group MENATEP может сдержать обещание и продать не арестованные акции ЮКОСа, а виргинские офшоры, на балансе которых находятся акции. Но, по мнению эксперта ИК "Велес Капитал" Михаила Зака, Group MENATEP не готова продавать акции - она просто предупреждает власть, что новым владельцем "ЮКОСа" может стать зарубежный стратегический инвестор, с интересами которого российским чиновникам придется считаться.

В начале 2004 года владельцы контрольного пакета акций "ЮКОСа" уже говорили о готовности продать акции ради погашения налоговых долгов компании. Тогда интерес к этому активу высказала семья Аль Мактум, правящая эмиратом Дубай (Объединенные Арабские Эмираты). Члены этой династии предложили 10 миллиардов долларов на погашение налоговых претензий к "ЮКОСу" в обмен за контрольный пакет акций НК. Позже они отказались от своих намерений.

Затем попытку выкупить акции "ЮКОСа" предпринял бразилец Рикардо Репанас. Возглавляемая им компания Fisa Capital предложила создать "ЮКОС-2", который отвечал бы за персонал, поставщиков и правовое регулирование холдинга. Но этот бизнесмен оказался мошенником, которого разыскивает МВД Бразилии.

И, наконец, желание купить акции НК изъявил Константин Кагаловский. В июле созданный при его участии консорциум иностранных инвесторов направил Владимиру Путину письмо, в котором предложил купить акции "ЮКОСа", принадлежавшие основным акционерам компании, и погасить налоговую задолженность холдинга. По словам Кагаловского, более половины необходимых средств могли предоставить инвесторы из Персидского залива.

Константин Кагаловский с 1990 по 1995 год представлял интересы российского правительства в МВФ и Всемирном банке и отвечал за взаимодействие с международными финансовыми организациями. В 1995 году он стал первым зампредом правления банка "МЕНАТЕП", позже входил в совет директоров и занимал пост зампреда правления ЮКОСа. В 2003 году Константин Кагаловский баллотировался в Госдуму по спискам "Яблока", однако партия не преодолела 5-процентного барьера и в нижнюю палату парламента не попала.

< Назад в рубрику