Шведские и эстонские СМИ сообщают, что на борту затонувшего 28 сентября 1994 года парома "Эстония" спецслужбы Швеции могли перевозить российскую военную технику. Журналисты газеты "Коммерсант" предполагают, что именно она могла стать причиной гибели парома.
В передаче шведского телевидения Uppdrag granskning, вышедшей в эфир во вторник, Леннарт Хенрикссон, бывший начальником морской таможни стокгольмского порта Фрихамнен, рассказал, что в 1994 году паром "Эстония" несколько раз перевозил грузы, которые запрещено было досматривать таможенникам.
Одним из таких грузов был автомобиль, зарегистрированный на имя некоего Франка Ларссона, но принадлежавший, как выяснил Хенрикссон, одному из подразделений концерна Ericsson – Ericsson ACCESS AB. Хенрикссон заглянул в автомобиль и обнаружил, что тот набит коробками с какой-то военной электроникой.
Спустя неделю на пароме "Эстония" был перевезен целый грузовик, который также запретили досматривать. Еще через неделю паром "Эстония" затонул.
Журналисты установили, что фирма Ericsson ACCESS AB (ныне расформированная) сотрудничала со сверхсекретным подразделением шведской военной разведки KSI. В 1994 году специалисты Ericsson ACCESS AB монтировали оборудование для сотовой связи в Ленинградской области. Необходимое оборудование они получали из Швеции через Эстонию, а когда надобность в нем отпадала, отправляли назад тем же путем.
На военных складах Ленинградской области в то время находилось секретное оборудование, вывезенное из Прибалтики после ликвидации советских военных баз. По предположениям журналистов, именно это оборудование, полученное агентами шведской разведки, могли тайно переправлять в Швецию на пароме "Эстония".
Эту версию косвенно подтверждает и бывший военный атташе Швеции в странах Балтии, который, в разговоре с журналистами, сообщил, что это оборудование весьма интересовало шведскую разведку. Он пояснил, что Швеция как раз готовилась к выпуску новых моделей истребителей JAS и весьма интересовалась российскими радарами.
По сведениям "Интерфакса", в четверг эстонская газета "Постимеэс", со ссылкой на источник, близкий к спецслужбам Эстонии, подтвердила, что "спецслужбы Швеции могли напрямую или через посредников закупать до 31 августа 1994 года секретную электронику от российской армии".
Данные журналистского расследования могут свидетельствовать в пользу одной из высказывавшихся ранее версий: паром "Эстония" могли утопить для того, чтобы уничтожить военное оборудование, попавшее "не в те руки" и перекрыть канал утечки военных секретов из России.
По их мнению, это бы объяснило происхождение обнаруженных водолазами пакетов, прикрепленных к подводной части судна, и крупного отверстия в обшивке.
Кроме того, эта версия бы объяснила, почему шведские водолазы, по официальным данным, не заглядывали на автомобильную палубу и не изучали оставшиеся там машины: официальный Стокгольм был не заинтересован в том, чтобы открылись истинные причины гибели "Эстонии".
Напомним, что официальной причиной катастрофы были названы дефекты конструкции.