Шведские власти намерены безотлагательно расследовать обстоятельства перевозки военной техники в 1994 году на пароме "Эстония", но не будут возобновить расследование гибели судна, передает РИА "Новости".
Узнайте больше в полной версии ➞Следствие займется проверкой появившейся информации о секретном сотрудничества шведских военных и таможенников при перевозке компонентов военной техники на пароме в сентябре 1994 года.
Если эти данные подтвердятся, то придется выяснить, почему для перевозки своих грузов военные использовали гражданский транспорт. Между тем, по сведениям эстонских СМИ, оснований возобновлять расследование причин гибели парома, Стокгольм не видит.
Бывший начальник морской таможни столичного порта Фрихамнен Леннарт Хенрикссон, выступивший во вторник в программе шведского телевидения "Uppdrag granskning", заявил, что в сентябре 1994 года на пароме "Эстония" перевозилось электронное оборудование купленное у российских военных в Эстонии.
Таможенникам эти грузы досматривать запрещалось. Некие компоненты военной электроники Хенрикссон обнаружил в автомобиле, проверить который как раз не было возможности. Машина принадлежала компании Ericsson ACCESS AB, но была зарегистрирована на имя Франка Ларссона.
Ныне расформированное подразделение концерна Ericsson 1994 году устанавливало оборудование для сотовой связи в Ленинградской области. Кроме того, компания сотрудничала со шведской военной разведкой.
По одной из версий, агенты шведской разведки добывали и переправляли на "Эстонии" в Швецию секретную военную технику, хранившуюся тогда на складах в Ленобласти, куда она попала после ликвидации советских военных баз в Прибалтике.
Сам Хенрикссон утверждал, что электронное оборудование было куплено у российских военных в Эстонии. Его слова отчасти подтверждает и начальник разведки шведской таможни Свен Петер Олссон.
Он в частности сообщил, что в 1994 году у таможни и армии была договоренность о том чтобы автомашины с грузом электроники, купленной у российской армии, не досматривались в порту. В Стокгольм из Таллина оно доставлялось на пароме "Эстония".
Перевозились ли подобные грузы на судне в день его гибели - неизвестно. Паром "Эстония" затонул в ночь на 28 сентября 1994 года. В результате кораблекрушения погибли 852 пассажира и члена экипажа, 137 человек были спасены. Официальными причинами катастрофы были названы дефекты конструкции и "трагическое стечение обстоятельств".