Россия
19:50, 9 декабря 2004

Ректор МГУ Виктор Садовничий не поддерживает инициативы Минобразования

Многоуровневая система образования, включающая в себя сохранение системы подготовки специалистов (пятилетний курс обучения), аспирантуру и защиту кандидатской и докторской диссертаций, должна быть сохранена. Об этом 9 декабря после заседания правительства РФ заявил журналистам ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Узнайте больше в полной версии ➞

Он отметил, что получение высшего образования по двухуровневой системе, за введение которой выступает министр образования Андрей Фурсенко, не позволяет подготовить полноценного специалиста. "Четыре года - это недостаточный срок для обучения, при этом особое беспокойство вызывает тот факт, что многие студенты предпочитают покинуть вузы как можно быстрее, - сказал Садовничий. - Кроме того, самая высшая научная степень, которую может получить специалист после окончания бакалавриата и магистратуры в соответствии с Болонской конвенцией, предполагающей формирование в Европе единого стандарта высшего образования, - доктор философии, а это не столь значительно, как доктор наук или профессор".

Виктор Садовничий также считает, что введение Болонской системы в России нерационально, потому что в соответствии с ней бакалавриат не предполагает выбора специальности, а в России профильное образование традиционно начинается с первого курса. "В то время как у нас студенты занимаются научными исследованиями на кафедрах, европейский студент получает общие знания по всем предметам, и только на первом курсе магистратуры он выбирает специализацию", - подчеркнул он.

Также ректор МГУ выступил за сохранение разносторонней системы приема в вузы. Помимо Единого государственного экзамена должна быть создана система олимпиад и творческих конкурсов, которые позволят выявлять талантливых абитуриентов, считает он. А за университетами должно остаться право на организацию вступительных экзаменов по решению ученого совета.

К компетенции ученых советов, по мнению Виктора Садовничего, относится и организация учебного процесса. "Будущие работодатели не должны диктовать нам, как учить студентов. Мы должны готовить "фундаментальных" специалистов, а получить практику они всегда успеют", - заявил он.

Виктор Садовничий также не согласился с идеей Минобразования сделать бесплатным обучение только базовой программе: "Уже сегодня в нашей стране 56 процентов студентов платят за учебу частично или полностью. Это абсолютно ненормально". При этом он отметил необходимость увеличения финансирования образования: "В 2004 году на образование потрачено 4,5 процента ВВП. К примеру, из Федерального бюджета МГУ выделено на 2005 год три миллиарда рублей, а все американские университеты получают по три миллиарда долларов в год, а в Европе эта сумма порой доходит и до десяти миллиардов".

Ректор МГУ отметил и необходимость унификации законодательства в области образования и необходимость принятия полноценного кодекса об образовании.

< Назад в рубрику