Еще один процесс по так называемому "делу Ульмана" начался 18 января в Северо-Кавказском военном суде. Как сообщает интернет-издание "Газета.Ru", 18 января в суде будет оглашено обвинительное заключение и начнется рассмотрение дела по существу. Группа спецназовцев ГРУ под командованием капитана Эдуарда Ульмана обвиняются в расстреле в Чечне шестерых мирных жителей.
Узнайте больше в полной версии ➞Фактически, это уже третье разбирательство дела. Первый судебный процесс не был доведен до приговора из-за процессуальных нарушений, второй закончился весной 2004 года оправданием подсудимых. Тогда присяжные решили, что расстрел чеченцев не выходил за пределы служебных полномочий спецназовцев, и все обвиняемые были отпущены и отправились в Сибирь к постоянному месту службы.
Однако в августе 2004 года Верховный суд отменил оправдательный приговор и направил дело на новое рассмотрение в тот же самый Северо-Кавказский военный суд, который оправдал спецназовцев. Между тем спецназовцы восстановились на службе в одной воинской части под Улан-Удэ, а Александр Калаганский даже успел получить очередное воинское звание капитана. Ульман тоже ожидает присвоения звания майора.
На предварительных слушаниях в ноябре 2004 года родственники погибших заявили судье Станиславу Жидкову ходатайство о перенесении слушаний в Чечню и рассмотрении его тремя профессиональными судьями без участия присяжных. Они полагали, что только в Чечне суд может быть свободен от "давления извне". Кроме того, потерпевшие требовали заключения всех подсудимых под стражу на время суда. Подсудимые же настаивали на рассмотрении своего дела присяжными в Ростове.
Судья Станислав Жидков отклонил оба ходатайства потерпевших, и спецназовцы остались на свободе - при условии, что будут являться на заседание суда по повестке. Однако судья постановил, что отбирать присяжных будут из всех субъектов федерации Южного федерального округа, в которых уже существует эта практика. Это решение лишь частично в пользу потерпевших, так как обеспечит присутствие присяжных из некоторых национальных республик Кавказа. Впрочем, заседателей из Чечни и Ингушетии там не будет, так как суда присяжных в этих республиках нет.
23 декабря 2004 года из 35 кандидатов, представляющих Адыгею, Дагестан, Волгоградскую, Астраханскую, Ростовскую области, Ставропольский и Краснодарский края, была сформирована коллегия присяжных. Адвокат потерпевших Магомед Гандаур-эги высказывал недовольство тем, что слишком мало кандидатов приехало из национальных республик и слишком многие из них были русскими по национальности. Когда же состав коллегии был определен, Гандаур-эги заявил, что "среди присяжных слишком много русских", а "русский русского не будет выдавать".
Подсудимые отказываются от контактов с прессой, ссылаясь на указания своих адвокатов. Между тем в Сибири развернулась кампания в защиту спецназовцев (немец по национальности Эдуард Ульман родом из Новосибирска, Александр Калаганский – из Купинского района Новосибирской области, Владимир Воеводин – из Улан-Удэ). За них еще в канун первого процесса вступились местные союзы ветеранов Афганистана и Чечни, Союз женщин, ассоциации ветеранов войск специального назначения, депутаты Госдумы из фракции "Единая Россия", разместившие на своем сайте в интернете обращение к общественности.
"В чем они виноваты, скажите, пожалуйста? B том, что выполнили поставленную перед ними задачу? Может, не так они ее выполнили? Tогда ответьте, а как надо было им действовать? Ульман должен был ждать, когда кого-нибудь из его солдат расстреляют из пулемета?" - спросила председатель новосибирского отделения Союза женщин Вера Гарманова. По ее словам, хотя командир части Ульмана просит общественность не вмешиваться в дело, адвокаты спецназовцев говорят, что "без общественности ребят тихо засудят".