Госдума России приняла во втором чтении законопроект "Об авиационной безопасности", согласно которому основные функции по обеспечению безопасности в аэропортах перейдут к МВД. Милиционеры будут получать от авиакомпаний персонифицированную информацию о пассажирах и проводить так называемый "профайлинг" - опрос пассажиров о целях поездки, состоянии багажа и т. п. Кроме того, милиция получит право задерживать грузы, запрещенные к воздушной перевозке.
Узнайте больше в полной версии ➞Депутат Геннадий Гудков, голосовавший против законопроекта, заявил в интервью изданию ГАЗЕТА.GZT.RU, что российское правительство по сути "продавило" законопроект в коммерческих интересах МВД. По словам Гудкова, объем платных услуг, которые оказывает министерство, увеличится на 15-20 миллионов долларов. Депутат добавил, что МВД имеет самое крупное охранное предприятие в России, численность которого превышает 400 тысяч человек.
Гудков крайне негативно оценивает последствия принятия закона "Об авиационной безопасности". "700 долларов, зарабатываемых сотрудником безопасности аэропорта, против 200-250 долларов сотрудника МВД приведут к ухудшению качества охраны и распространению коррупции", - заявил депутат. Академик Российской академии транспорта Герман Никулинский считает, что фактически речь идет о возвращении к советской системе, действовавшей до 1997 года. "Когда в соответствии с Воздушным кодексом были созданы службы авиационной безопасности, из групп досмотра милицию с большим трудом удалось "выдавить". Причины - коррупция и некомпетентность", - заявил Никулинский.
Представитель одного из крупнейших московских аэропортов заявил, что "люди не хотят иметь дела с милиционерами". Он также отметил, что в законопроекте не прописано, кто будет финансировать работу милиции в аэропортах и будет ли государство выделять деньги на оборудование. По словам исполняющего обязанности начальника управления транспортной безопасности федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимира Чертока, принятие нового законопроекта неизбежно приведет к дополнительным издержкам, которые придется оплачивать авиапассажирам.
Начальник УВД на воздушном и водном транспорте Москвы Алексей Близнюков заявил, что милиция имеет необходимый опыт и готова взять на себя функции обеспечения безопасности в аэропортах. Заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин добавил, что в скором времени в России могут появиться шерифы, которые будут сопровождать авиарейсы.
По сведениям издания ГАЗЕТА.GZT.RU, до 70 процентов технических средств досмотра в 110 самых важных российских аэропортах морально и физически устарело. Потребность в досмотровой технике оценивается в 2,6 миллиарда рублей. В российском бюджете предусмотрено выделение средств аэропортам, но не на нужды авиационной безопасности. Между тем лишь немногие аэропорты в состоянии тратить собственные средства на техническое переоснащение.