Убитый в Ингушетии экстремист Абу-Дзейт не возглавлял отделение "Аль-Каеды" на Северном Кавказе и не распределял финансовые потоки, а был лишь инструктором по минно-взрывному делу. Об этом ежедневной газете "Коммерсант" заявили оперативники в ингушском угрозыске. По мнению сотрудников угро, Абу-Дзейт ездил по "горячим точкам" мира и за плату обучал экстремистов изготавливать бомбы.
Узнайте больше в полной версии ➞О том, что уничтоженный в Ингушетии боевик был одним из руководителей "Аль-Каеды" на Северном Кавказе, заявили 21 февраля представители ФСБ России. Сообщалось, что "международный террорист и уроженец Кувейта" Абу-Дзейт. По данным ФСБ, этот человек, будучи представителем международного терроризма, заказал и оплатил почти все крупные теракты, совершенные в последнее время в регионе, в том числе и захват заложников в Беслане.
Однако сотрудники местного угрозыска считают, что роль Абу-Дзейта была куда менее значительной - как квалифицированный специалист-взрывник, он работал за деньги, а платил ему за теракты на Северном Кавказе Шамиль Басаев.
"Ликвидация Абу-Дзейта действительно большая удача,– заявил журналистам один из сотрудников ингушского угрозыска. – Он – квалифицированный инструктор по минно-взрывному делу, но не более того. Я убежден, что этот араб и в боях-то нечасто участвовал, отсиживаясь в бункерах, подобных тому, где его ликвидировали. Обратите внимание на его белое и пухлое тело – с такими формами по горам не бегают".
Абу-Дзейт был убит в ходе спецоперации, которая, по данным телеканала НТВ, имела место еще 16 февраля. По сведениям МВД Ингушетии, выйти на Абу-Дзейта сыщикам помог житель ингушского поселка Кантышево, расположенного неподалеку от Назрани. Он сообщил в УФСБ, что дом его соседа Мусы Кодзоева выглядел странно: из-под крыши очень маленького и ветхого домика торчали две высокие и мощные вентиляционные трубы. Сотрудники ФСБ, проследив за домом, установили, что там часто происходят ночные посиделки с присутствием каких-то подозрительных людей.
Утром 16 февраля дом был взят штурмом и в нем обнаружился подвал, закрытый газовой плитой. Спецназовцы сбросили в подвал две гранаты РГД-5, и после взрыва спустились туда сами. Они обнаружили просторный бетонный бункер, оборудованный системами автономного обогрева, освещения, вентиляции, а также телефонной и радиосвязью. По всем стенам бункера стояли стеллажи, заполненные самодельными бомбами. Такие же бомбы, кстати, принесли с собой захватившие бесланскую школу террористы.
А посреди бункера лежал труп молодого тучного мужчины, одетого в китайские тренировочные штаны Adidas, спортивную майку и тапочки на босу ногу. Его лицо было сильно посечено осколками. Это, а также тот факт, что отпечатков пальцев Абу-Дзейта не было ни в местной, ни в федеральной картотеке, затруднило идентификацию личности. Более того, формально труп все еще остается не идентифицированным.
Ингушские оперативники утверждают, что погибший – именно Абу-Дзейт на основании показаний свидетелей. Сообщается, что араба опознает местная жительница, являвшаяся любовницей наемника, и несколько боевиков, захваченных ранее. Кроме того, была проведена и предварительная портретная экспертиза – Абу-Дзейт изображен на многочисленных имеющихся в распоряжении ведомства фото- и видеоматериалах, рассказывающих о жизни боевиков.
В настоящее время труп араба и живой хозяин дома перевезены во Владикавказ. С трупами попытаются провести процедуру официального опознания, а Мусе Кодзоеву предстоит ответить на вопросы следователей Генпрокуратуры, занимающихся расследованием теракта в Беслане. В результат этого теракта погибли около 340 человек.