Государство обязано признавать "неортодоксальный переход в иудаизм" (гиюр), пройденный в "ускоренном порядке" за границей. Такое решение принял 31 марта, Высший суд справедливости Израиля (БАГАЦ).
Узнайте больше в полной версии ➞Как сообщает Haaretz Daily, в соответствии с этим решением, иностранные граждане, прошедшие подготовку к "гиюру" в Израиле и получившие удостоверение о "гиюре" в центрах консервативного или реформистского иудаизма за границей, будут признаны Государством Израиль как евреи с соответствующим распространением на них "Закона о возвращении".
Дело рассматривал расширенный состав суда - 11 судей во главе с председателем БАГАЦа Аароном Бараком. 7 судей проголосовали за это решение, 4 выступили против. Суд решил, что понятие "алия" может относиться не только к тем, кто физически прибыл в Израиль на постоянное место жительства, но и к тем, кто принял решение принять иудаизм, даже если он приехал в Израиль из-за границы.
Процедура неортодоксального "гиюра" включает годичный курс обучения, который завершается церемонией "гиюра" в раввинатском суде. До этого государство признавало евреями лишь тех, кто прошел ортодоксальный "гиюр" под контролем раввината.
Однако и после предыдущего постановления суда неортодоксальный "гиюр" не давал права на израильское гражданство и статус.
Верховный суд занимался проблемой неортодоксального "гиюра" 6 лет. Решение БАГАЦа принято по двум апелляциям "Центра еврейского плюрализма" и "Международной организации прогрессивного иудаизма", поданным в 1999 году от имени 17 иностранных граждан, находящихся в Израиле по туристическим и временным визам.
Эти люди прошли подготовку к неортодоксальному "гиюру" в Израиле и завершили этот процесс за границей. Вернувшись в Израиль, они потребовали признать их евреями в рамках "Закона о возвращении".
Вердикт БАГАЦа уже вызвал громкий политический и общественный резонанс. Депутаты от "Аводы", "Шинуя", ЯХАД приветствовали решение БАГАЦа, а религиозные партии резко осудили его. Председатель партии ШАС Эли Ишай сказал: "Вердикт приведет к расколу в обществе и по существу говорит о том, что еврейского народа больше нет".