Семья Аслана Масхадова, тело которого было тайно захоронено в соответствии с законом о борьбе с терроризмом, намерена обратиться в Страсбургский суд по правам человека с просьбой обязать российские власти раскрыть место захоронения президента Ичкерии, пишет в субботу газета "Коммерсант".
Узнайте больше в полной версии ➞О намерении вдовы и детей Масхадова изданию рассказал находящийся во Франции исполняющий обязанности председателя парламента Ичкерии Селим Бешаев.
Кроме того, утверждает Бешаев, вопрос о выдаче тела Масхадова, возможно, будет обсуждаться 25 апреля на очередном заседании сессии ПАСЕ. "Мы уже получили согласие нескольких депутатов Евросоюза о том, что они сделают заявление с требованием выдать тело Масхадова его родственникам", - пояснил и.о. ичкерийского спикера, не уточнив, однако, о каких депутатах идет речь.
Напомним, о том, что тело убитого 8 марта 2005 года Масхадова уже захоронено, в пятницу рассказал заместитель генпрокурора России Николай Шепель. Именно он вскоре после известия о гибели президента Ичкерии сообщил, что труп лидера боевиков родственникам выдан не будет.
Как объяснил Шепель, в ходе расследования теракта в школе № 1 Беслана следствие получило доказательства того, что Масхадов принимал участие в его организации. Свидетельства были представлены во Владикавказский суд, который 22 декабря 2004 года санкционировал арест Масхадова.
В этой связи, подчеркнул Шепель, следствие могло поступить с телом ичкерийского лидера только как с телом террориста, то есть родственникам не выдавать, а тайно захоронить на территории субъекта федерации, где он был уничтожен.
Родственники начали попытки добиться выдачи тела для захоронения по мусульманским обычаям еще 10 марта, пишет "Коммерсант". Вдова Масхадова Кусама, сын Анзор и дочь Фатима обратились к международным правозащитным организациям, и 14 марта было распространено заявление "Об убийстве президента Аслана Масхадова". В нем правозащитники называют "позорным отказ от передачи праха покойного родным для погребения".
Это заявление власти оставили без внимания, продолжает издание. Тогда семья Масхадова обратилась в Союз комитетов солдатских матерей (СКСМ). 15 апреля из северокавказского управления Гепрокуратуры пришел ответ на запрос СКСМ.
По версии прокуратуры, "Масхадов обвинялся в терроризме и был убит при пресечении террористической акции". Однако в СКСМ сочли, что, так как суд не признал Масхадова террористом, родственники "вполне могут обжаловать решение российских властей в международном суде".
Между тем, добавляет "Коммерсант", депутат госдумы от Чечни Герой России Руслан Ямадаев уверен, что Масхадова можно было похоронить открыто. "Я хотел бы видеть могилы Масхадова и Басаева в республике. Думаю, что никаких страстей вокруг этих захоронений не было бы, потому что эти так называемые герои ничего кроме горя чеченцам не принесли", – пояснил он газете.