25 апреля рейтинговое агентство Standard&Poors объявило о том, что готово пересмотреть оценку общего странового риска России в случае предъявления большого количества налоговых претензий к российским компаниям. Сейчас агентство пытается определить - являются ли такие налоговые претензии отголосками "дела ЮКОСа" или это следствия серьезных структурных изменений в бизнес-среде. Представители агентства в своем заявлении перечислили компании, которым были доначислены крупные суммы налогов, а также отдельно отметили предупреждение Алекперова о возможности предъявления налоговых претензий к "ЛУКОЙЛ".
Узнайте больше в полной версии ➞Кроме того, специалисты рейтингового агентства отмечают общую незрелость судов, налоговых органов и российского налогового законодательства. По мнению представителей S&P, ключевым фактором риска ведения бизнеса в России является неопределенность в отношении применения налогового законодательства. Однако эти риски уже учтены в оценке странового риска и во всех рейтингах российских компаний.
Агентство подчеркивает, что во многих случаях налоговые претензии существенно не влияют на финансовые показатели и потенциал повышения рейтинга, тем более что в ходе судебных разбирательств компаниям нередко удается в разы снизить суммы претензий. С другой стороны, отмечают эксперты S&P, налоговые риски могут привести, как в случае с "ЮКОСом", к рейтингу "D" (дефолт). Виной тому - использование агрессивных схем оптимизации налогов, которые, впрочем, использовал не только "ЮКОС".
Фундаментальные факторы, такие как высокие цены на нефть и концентрированная структура экономики, могут привести к оказанию сильной властью давления на крупных корпоративных налогоплательщиков, считают в S&P. Они указывают на неоднозначность толкования законов в 90-е годы и использование схем оптимизации налогов для получения чрезвычайно низких эффективных налоговых ставок (так, в 2003 году у "Сибнефти" и ТНК-BP она составила 7 процентов против официальной в 24 процента). Дело "ЮКОСа" привело многие компании к решению о выплате полных сумм налогов и снижении тем самым налоговых рисков.
Агентство S&P отдельно отметило случай с ТНК-BP и доначислением "Тюменской нефтяной компании" налоговых претензий на сумму около миллиарда долларов, а также недостаток прозрачности для правильной оценки налоговых рисков. В частности, специалисты агентства подчеркивают существование задержки по предоставлению финансовой отчетности российских компаний, а также отсутствие закона об инсайдерской торговле и разъяснения о том, какие схемы оптимизации налогов законны, а какие нет.