Взрывы в захваченной террористами бесланской школе, в результате которых погибли многие заложники, произошли из-за попытки штурма. Как сообщает ежедневная газета "Коммерсант", об этом свидетельствуют показания, данные в суде Нурпашой Кулаевым – единственным оставшимся в живых участником захвата школы. По его словам, взрывы произошли потому, что снайпер застрелил боевика, "который стоял на кнопке".
Узнайте больше в полной версии ➞Изложенная Кулаевым версия событий в Беслане очень отличается от версии Генпрокуратуры. Следствие утверждало, бомба, подвешенная под потолком спортзала, случайно упала и взорвалась. Взрывной волной отбросило боевика, который держал одну ногу на педали другого мощного самодельного взрывного устройства – при размыкании электроцепи сработала и эта бомба. А затем от детонации взорвались несколько самодельных мин.
Из показаний же Кулаева следовало, что после первых взрывов главарь группы позвонил в оперативный штаб и закричал кому-то: "Что ты наделал, ты хочешь штурмом взять школу? Не знаешь, сколько здесь детей и женщин?" А потом, возможно, так и не получив ответа, разбил телефон. И тогда, как объяснил Кулаев, он вышел в столовую и выпрыгнул из окна. "Я кричал, что там люди, боевиков нет, чтоб не стреляли, но меня сразу забрали",– сказал он. При этом он утверждал, что ни разу не выстрелил из своего автомата.
Подсудимый также рассказал, что безопасный путь из Ингушетии в Осетию им подсказал милиционер и что этот милиционер сопровождал их всю дорогу, и лишь в Беслане был отпущен. Кулаев также сказал, что главарь террористов был готов отпустить 300 заложников, если в школу придут президенты Александр Дзасохов и Мурат Зязиков.
Кулаев повторил свои показания, данные в ходе следствия, о том, что в группу террористов он и его брат Ханпаша Кулаев попали "по принуждению", и что многие в группе не знали, что едут захватывать школу, а когда узнали - начали протестовать. "Когда начался захват, половина боевиков были в растерянности. Вывели детей и женщин, стали их загонять. Потом боевики начали кричать: рядом МВД, давайте захватим их, зачем школу?" – утверждал подсудимый.
Он повторил и заявление о том, что сам ни разу ни в кого не выстрелил. "Я знаю, что меня посадят на всю жизнь, но я не хочу, чтобы думали, что я убивал", - сказал он.