Взрыв поезда номер 382 "Грозный–Москва" на 153-м километре Павелецкой железной дороги 12 июня мог быть отвлекающим маневром перед совершением крупного теракта. Как сообщает издание "ГАЗЕТА.GZT.RU", так считают в российских спецслужбах. Действительно, захвату московского Театрального центра на Дубровке предшествовал взрыв у "Макдоналдса", а взрывам самолетов - взрыв на остановке общественного транспорта.
Узнайте больше в полной версии ➞Не исключаются и другие версии. Так, в ФСБ считают, что ко взрыву могли быть причастны ветераны чеченских кампаний или представители левацких молодежных организаций. В качестве версий также рассматривается теракт, совершенный представителями карачаевского джамаата Идриса Глоова, устроившие в 2004-2005 годах серию терактов в московском метро, в электричках Кавказских Минеральных Вод, а также на остановках общественного транспорта в Краснодаре и Воронеже. Однако существуют обстоятельства, опровергающие большинство этих версий.
Так, если против версии о том, что теракт совершили ветераны чеченских кампаний свидетельствует то, что взрывное устройство было очень простым и не очень надежным, а кроме того - взрыв был совершен в неподходящий момент, так что всю взрывную волну принял на себя тяжелый тепловоз. В результате последствия взрыва были незначительными.
Как сообщает ежедневная газета "Коммерсант", спецслужбы склоняются к мысли о том, что взрыв намеренно был сделан менее опасным. По их мнению, он должен был иметь в первую очередь психологический эффект.
Однако с точки зрения патриотических организаций этот эффект был явно недостаточным. Комментируя версию о причастности патриотов ко взрыву лидер Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов заявил газете: "Я не знаю такой патриотической организации, способной на столь нелепый с точки зрения борьбы поступок. За такую акцию нельзя взять на себя ответственность, а значит, для организации она бесполезна".
По еще одной версии, организаторами диверсии могут являться так называемые русские ваххабиты, которых подозревают в диверсиях на магистральном газопроводе в Раменском районе Московской области и ЛЭП на Симферопольском шоссе в районе МКАД в феврале-марте 2004 года. По данным спецслужб, за этим стоит диверсионная группа бывшего курсанта военного училища Павла Косолапова, который сейчас находится в розыске.
Ранее сообщалось, что первые показания о предполагаемых террористах оперативники получили от машинистов поезда. Один из них заметил, что через несколько минут после взрыва в сторону леса удалялись двое темноволосых мужчин в темных брюках и куртках. Большое расстояние не позволило ему разглядеть более детально внешность незнакомцев, чтобы составить фоторобот. Единственное, что вызвало подозрение у машиниста - то, что молодые люди в отличие от пассажиров шли "спокойной, размеренной и уверенной походкой, не оборачиваясь".
Весь день в районе аварии продолжали работать оперативно-следственные группы, которые проводили опрос всех очевидцев крушения поезда и жителей окрестных дач и поселков на предмет, не видели ли они в последнее время что-нибудь или кого-нибудь подозрительного. Пока по делу о взрыве поезда никто не был задержан.