Культура
15:30, 30 июня 2005

Пропавшие витражи Мариенкирхе нашлись в Пушкинском музее

Бывший ученый секретарь Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Андрей Воробьев заявил, что шесть фрагментов витражей Мариенкирхе, считавшихся бесследно пропавшими, находятся в хранилищах Пушкинского музея, сообщает газета "Коммерсант".

Узнайте больше в полной версии ➞

Воробьев заявил, что обнаружил эти фрагменты витражей в 2001 году. Сравнив их с витражами Мариенкирхе, хранившимися тогда в Эрмитаже, он пришел к выводу, что витражи Пушкинского музея принадлежат к тому же комплексу.

Воробьев сразу же сообщил об этом директору музея Ирине Антоновой и витражи были изучены реставрационным советом. Между тем, вопрос об их происхождении не ставился и на все предложения отреставрировать их и включить в музейный каталог он получал отрицательный ответ.

По словам Воробьева, директор музея сказала ему: "Все, мы эту тему закрываем, потому что если мы эти вещи будем показывать или даже реставрировать, то их у нас отберут, а я этого не хочу".

Напомним, что витражи церкви Мариенкирхе, во Франкфурте-на-Одере, во время войны были перевезены на хранение в Потсдам и там конфискованы советскими войсками. В результате 111 из 117 фрагментов витражей оказались в запасниках Эрмитажа. В 2002 году, согласно принятому Государственной думой и подписанному президентом РФ закону, они были отправлены в Германию и переданы евангелической общине Франкфурта-на-Одере.

Директор Пушкинского музея Ирина Антонова сообщила, что в хранилище музей действительно находятся семь витражей, прибывших без всяких опознавательных знаков. Теоретически, это могут быть витражи из Мариенкирхе, но это еще надо доказать.

"Когда у нас будет возможность, мы, безусловно, будем эти витражи и реставрировать, и публиковать, и изучать, - заверила она журналистов. - Но надо помнить, что у нас огромное количество и других памятников такого же происхождения, которыми тоже надо заниматься, и это не говоря уже о нашем собственном собрании. Так что на вашем месте я была бы осторожнее с выводами".

Сам Воробьев уверен, что не ошибается. По его словам, он показывал находящиеся в хранилищах музея витражи ведущим специалистам и у них никаких сомнений не возникало. Между тем, в июне он был уволен из Пушкинского музея.

"Три месяца я провел на стажировке по музейному менеджменту в Германии, - пояснил он. - Директор Антонова, естественно, об этом знала, но отпускать меня не хотела, в итоге мне пришлось оставить заявление об отпуске на это время. Но потом на мое отсутствие составили акт, представив дело как злостные прогулы, и меня уволили. Думаю, теперь этот вопрос придется решать через суд".

В то же время, он не считает, что его увольнение как-то связано с витражами Мариенкирхе.

"Причины, скорее, в общем нежелании директора поддерживать те новые начинания в развитии музейного дела, которые пришли сюда в самое последнее время, - заявил он. - Но психологически мне даже легче как бы со стороны говорить, что эти витражи хранятся именно в музее, а не пропали, несмотря на несогласие с позицией директора, будучи сотрудником музея, обнародовать это я считал для себя невозможным".

< Назад в рубрику