Четверть россиян за последний год воспользовались потребительским кредитом и каждый пятый заемщик был вынужден ежемесячно расходовать на погашение займа более 26 процентов семейного бюджета, пишет во вторник газета "Известия".
Узнайте больше в полной версии ➞По данным исследования, проведенного ROMIR Monitoring, за последний год четверть россиян воспользовалась потребительскими кредитами для покупки товаров длительного пользования. При этом 20 процентов из них тратит на погашение займа более 26 процентов семейного бюджета, а около трети - от 16 до 25 процентов.
Столь высокие цифры, по мнению экспертов, объясняются бедностью населения и тарифной политикой банков, которые предлагают кредиты по завышенной стоимости.
"Это очень много, - сообщил газете главный экономист Объединенной финансовой группы Ярослав Лисоволик. - Если выплата по кредиту составляет 40 процентов и выше от доходов заемщика, то для него это очень рискованный кредит".
В ближайшее время кардинального снижения ставок по потребительским кредитам не предвидится, считают эксперты. На нынешнем этапе, многие сегменты рынка потребительского кредитования монополизированы, а уровень конкуренции, особенно в регионах, остается незначительным, считают они.
В то же время, если считать в среднем по России, то на оплату кредитов идет менее 1 процента от доходов всего населения. А, например, по данным Федеральной резервной системы США в первом квартале 2005 года, платежи по ипотечным и потребительским кредитам составляли 13,4 процентов от личных доходов американцев.
С другой стороны, пишут "Известия", опыт других стран говорит о том, что с ростом потребительского кредитования и развитием его различных форм долги населения банкам будут увеличиваться.
В частности, при росте кредитования значительно возрастает потребительский спрос - граждане начинают тратить больше, чем могут себе позволить. Кроме того, при широком использование кредитных карт возникает проблема так называемых оборотных долгов, которые постоянно возобновляются и значительно осложняют процесс отслеживания клиентом своих трат. В России эта проблема пока не стоит остро, так как кредитные карты еще не получили широкого распространения.
Но на примере потребительского экспресс-кредитования, пишут "Известия", уже видно, что россияне не умеют правильно расходовать средства. "В России потребительское кредитование эффективно стало развиваться относительно недавно, - считает директор банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков, - и наши граждане сейчас ведут себя как дети: покупают все сразу и при этом не считают, сколько приходится выплачивать за кредит".
"Пока объемы кредитования небольшие, это проблема, но не трагедия, - добавляет он. - Однако российским потребителям на негативном опыте нужно как можно быстрее научиться грамотно планировать структуру своих расходов, чтобы в будущем не оказаться в "долговой яме", считают эксперты.