Финляндия требует, чтобы США вернули ей купленный в 1939 году истребитель Brewster F2A Buffalo, сообщает Independent.
Узнайте больше в полной версии ➞Этот истребитель, сбитый во время боев на финско-советском фронте в Карелии в годы Второй мировой войны, пролежал на дне одного из озер в был поднят только в 1998 году. Затем его доставили в Музей авиации во Флориду, чтобы отреставрировать и включить в экспозицию. Это произойдет примерно через год.
Однако на самолет претендует и Финляндия. Дело в том, что эта страна в конце 30-х годов импортировала истребители F2A из США. Эти машины имели слишком много конструкционных недостатков, и ВВС США отказались от них. Зато эти самолеты были популярны в Финляндии, которая в силу нехватки финансов по достоинству оценили низкую стоимость палубного истребителя.
Как отмечается на сайте "Уголок неба", для Финляндии F2A немного изменили - в первую очередь, удалили посадочный крюк, который был необходим лишь для посадки на авианосец, внесли кое-какие другие изменения. Всего в Финляндию поставили 44 такие машины. Они принимали участие в так называемой "Зимней войне", а также во Второй мировой.
Самолет номер BW-372, который оказался в США, пилотировал лейтенант Лаури Пекури, сбивший 10 советских самолетов. Последний бой на "Буффало" Пекури провел против советского истребителя МиГ-3 или Hurricane 25 июня 1942 года. Он утверждает, что сбил его, хотя подтверждений этого факта нет. Во всяком случае, советский летчик также повредил самолет Пекури и тот был вынужден сесть на воду на одном из карельских озер. Лейтенант спасся и в дальнейшем летал на "Мессершмидте".
Самолет, пролежавший на дне озера, подняла поисковая группа во главе с американцем Гаэри Вильярдом. Впоследствии самолет переправили сначала в Ирландию, а затем в США. Американцы заявляют, что также имеют полное моральное право оставить его у себя - в самом начале войны почти половина палубной авиации США состояла из истребителей "Буффало". Много американских пилотов погибли в боях с японскими истребителями "Зеро", которые технически превосходили их.
Однако для финнов эта машина стала настоящим символом ВВС. И теперь Финляндия требует его возвращения. "Настоящим владельцем является государство Финляндия. Она купила самолет в 1939 году, и его нужно вернуть владельцу. Он так же важен для нас, как истребитель "Херрикейн" для британцев", - заявил куратор музея авиации в Хельсинки Олоф Ньемен.