Батискаф АС-28 типа "Приз", операция по спасению которого завершилась в воскресенье у берегов Камчатки, не предназначен для тех работ, которые проводились с его помощью. Об этом в интервью газете "Известия" сообщил один из членов экипажа спасенного батискафа, заместитель главного конструктора нижегородского ЦКБ "Лазурит" Геннадий Болонин.
Узнайте больше в полной версии ➞"Это спасательный аппарат, а для выполнения таких работ есть специальные рабочие аппараты. Их у нас называют АРСы - автономные рабочие снаряды. Но эти АРСы давно сгнили - срок прошел. В свое время было закуплено импортное оборудование, и оно стоит на наших судах - телеуправляемый аппарат, который и должен был решать нашу задачу, но его уже два года почему-то не могут ввести в строй", - рассказал подводник.
Первоначально сообщалось, что батискаф потерпел бедствие во время планового тренировочного погружения. Однако, по данным "Известий", АС-28 проводил проверку и ремонт секретной гидроакустической системы, расположенной у берегов Камчатки и предназначенной для обнаружения иностранных подводных лодок.
Между тем, как сообщает РИА "Новости", глава думской фракции "Родина" Дмитрий Рогозин направил в Военную прокуратуру депутатский запрос с просьбой провести тщательное расследование обстоятельств аварии батискафа АС-28 в бухте Березовая.
На пресс-конференцию в среду Рогозин отметил, что, по его мнению, авария произошла из-за халатности чиновников и полного игнорирования решений руководства страны о закупке специального спасательного оборудования после гибели АПЛ "Курск". "Если средства выделялись не на приобретение спасательного оборудования, то здесь идет речь об элементарной халатности. Военная прокуратура разберется в этом", - подчеркнул депутат.
Также в среду стало известно, что операция по спасению российского батискафа стала первым случаем использования британского глубоководного аппарата "Скорпион" в реальных условиях. Об этом сообщил в эфире радиостанции "Маяк" атташе по вопросам обороны посольства Великобритании Уилсон Меткаф.
По его словам, "Скорпион" не использовался ранее в реальных условиях, "поскольку в Великобритании не было аварий с подводными лодками". Атташе сообщил, что до случая с российским батискафом "Скорпион" использовался для подобного рода операций только в ходе учений.
"Например, два месяца назад у берегов Италии прошли учения НАТО, в ходе которых отрабатывались действия по спасению аварийной подводной лодки. В них принимали участие как аппарат "Скорпион", так и российские моряки", - отметил Меткаф.
По его мнению, если российская сторона решит закупить в Великобритании аппараты "Скорпион", то никаких проблем с этим не возникнет. Атташе отметил также, что в случае, если британским военно-морским силам понадобится помощь российского флота, то режим секретности не станет этому препятствием. "Жизнь людей - самое важное", - убежден Меткаф.