Тбилиси отказывается от участия в существовавшем до сих пор формате миротворческой операции в зоне грузино-осетинского конфликта и в переговорах в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК) по его урегулированию. Об этом на пресс-конференции в Москве заявил госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, передает "Интерфакс".
Узнайте больше в полной версии ➞Это решение Хаиндрава объяснил тем фактом, что, по его мнению, российские миротворцы в зоне конфликта не исполняют своих обязанностей. "Российские миротворцы фактически отказались исполнять свой мандат", - подчеркнул он.
Недовольство Грузии связано с проведением в столице Южной Осетии, Цхинвали, парада с участием военной техники, тогда как одной из основных договоренностей СКК было решение о необходимости демилитаризации района. По мнению министра, российские миротворцы "не только не изъяли технику, но они способствовали" ее попаданию в зону конфликта.
Как заявил министр, "Россия открыто поддерживает и вооружает сепаратистские режимы". Он отметил, что военная техника на параде в Цхинвали была новой, "и никаких других способов ее получения, кроме как через Рокский тоннель из России, у Южной Осетии нет". По словам министра, "идет милитаризация региона, и Цхинвальский регион превратился в железный кулак".
Хаиндрава сообщил, что он провел переговоры в Москве с секретарем Совета безопасности РФ Игорем Ивановым, его заместителем Юрием Зубаковым и первым замглавы МИД РФ Валерием Лощининым. На них грузинская сторона поставила вопрос о том, "какими будут в дальнейшем наши взаимоотношения".
"Думаю, больше мы не вернемся к форматам в СКК и в миротворческой операции", - сказал Хаиндрава. По его словам, разрыв произойдет "не сегодня, но, возможно, завтра". При этом министр сообщил, что о сроках вывода российских миротворцев "рано говорить". По его словам, грузинский парламент отложил пока принятие заявления о необходимости прекращения участия России в миротворческой операции.
Хаиндрава сообщил, что грузинская сторона намерена отныне искать новые форматы в проведении миротворческой операции и в переговорном процессе между Тбилиси и Цхинвали. По его словам, в переговорном процессе "свято место пусто не бывает, и мы можем организовать такой формат, когда будут результаты, а не только бумажки, которые никто не собирается выполнять".
В частности, министр отметил, что "вопрос об участии США практически стоит в повестке дня и мы надеемся, что это будет реализовано". Кроме того, в урегулировании конфликта в Южной Осетии участвует ОБСЕ, но, по словам Хаиндравы, ее роль "сведена к минимуму". Содействие оказывает также и ЕС - в реализации экономических процессов на территории Южной Осетии. "Мы считаем, что роль ЕС и особенно ОБСЕ должна быть более активной и плодотворной", - сказал министр.
В то же время, он считает, что "место России в урегулировании занять трудно". "Но когда кто-нибудь добровольно отказывается от своей роли, ищут замену. Однако реально без участия России эти вопросы не разрешимы", - подчеркнул Хаиндрава. Он отметил, что к процессу урегулирования конфликта "должны быть подключены нейтральные, дружественные страны".