Агентство передовых оборонных исследовательских проектов Пентагона (Defense Advanced Research Projects Agency - DARPA) заказало компании Groen Brothers Aviation разработку военного автожира, который будет участвовать в тендере на оснащение ВВС США спасательным летательным аппаратом по программе CSAR-X (combat search-and-rescue aircraft). Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном на сайте компании.
Узнайте больше в полной версии ➞GBA занимается автожирами уже довольно давно, однако опыта создания военных машин у нее нет. Кроме того, до сих пор все подобные аппараты отличались сравнительно небольшими размерами.
DARPA обратила внимание на эту технологию также уже давно - GBA участвовала в конкурсе по программе создания тяжелого транспортного летательного аппарата для Пентагона. Однако в ходе этого тендера проект компании был снят. Тем не менее принцип авторотации, который лежит в основе концепции автожира, чиновникам понравился, и они предложили GBA разработать сравнительно небольшой аппарат по программе авиационного спасательного средства.
Как сообщает Wikipedia, автожир удерживается в воздухе с помощью несущего винта, который вращается не мотором, а набегающим потоком воздуха. При этом горизонтальная скорость сообщается автожиру дополнительным винтом с горизонтальной осью.
Такие аппараты не могут взлетать вертикально, но их разбег намного короче, чем у самолетов. Правда, существуют проекты оснащения автожира дополнительным двигателем для несущего винта - в этом случае аппарат может взлетать вертикально, как вертолет (так называемый "прыжковый взлет"). Именно такой автожир заказала DARPA.
Недавно стало известно, что конвертоплан V-22 Osprey, который был принят на вооружение частей морской пехоты США, снят с конкурса CSAR-X. В официальном заявлении разработчиков говорится, что "Оспрей" не соответствует требованиям, которые выдвинули ВВС в рамках этого проекта. По их словам, основные достоинства конвертоплана (скорость и дальность действия) оказались не столь необходимыми для спасательного аппарата.