Жалобу на действия прокуратуры от имени бывшей заложницы "Норд-Оста" Екатерины Долгой направил прокурору Москвы Анатолию Зуеву адвокат Игорь Трунов. Как сообщает ежедневная газета "Коммерсант", жалоба была подана в прокуратуру 10 января 2006 года. В ней утверждается, что прокуратура уже несколько лет игнорирует заявление Долгой о краже у нее крупной суммы денег во время освобождения заложников.
Узнайте больше в полной версии ➞Екатерина Долгая, жительница города Миасс Челябинской области, находилась в Москве в октябре 2002 года. Женщина попала в заложники к террористам Мовсара Бараева, захватившим Театральный центр на Дубровке. После освобождения она была доставлена в больницу, а ее сумка с деньгами - по словам женщины, там лежали взятые в долг 30 тысяч рублей и 2 тысячи долларов - осталась в зале Театрального центра.
Позже сумку женщине вернули, но денег там уже не было. Компенсацию пострадавшей от теракта пришлось отдать кредиторам, а деньги на лечение женщина снова вынуждена была занимать.
Трунов сообщил, что первое заявление в Моспрокуратуру о пропаже денег бывшая заложница направила в ноябре 2002 года, но оно было проигнорировано. Когда же защиту допустили к материалам дела, выяснилось, что сумка с деньгами и паспортом Екатерины Долгой была найдена в зрительном зале, о чем есть запись в протоколе осмотра места происшествия на листе номер 228.
Согласно протоколу, все личные вещи и деньги заложницы были помещены в пакет, который затем был опечатан, а печать была скреплена подписями понятых и следователей, проводивших осмотр. Но при выдаче пакета денег уже не было. Адвокат утверждает, что они пропали "в том месте, где хранятся вещдоки, а туда посторонний проникнуть не может".
Повторная жалоба, направленная женщиной прокурору Москвы Анатолию Зуеву в ноябре 2005 года, вновь осталась без ответа. Между тем, согласно требованиям УПК, Моспрокуратура обязана была принять процессуальное решение по заявлению Долгой в течение трех дней. Даже в исключительных случаях закон дозволяет продлить проверку фактов, изложенных заявителем еще лишь на десять дней. Однако, по словам адвоката, прокуратура до сих пор не может дать вразумительного ответа на эти заявления, хотя все отведенные законом сроки уже прошли.
В своей жалобе на имя прокурора Москвы Трунов указал на это нарушение УПК. Он полагает, что прокуратура "умышленно не дает письменных ответов" и "не принимает по заявлениям процессуальных решений", ведь в уголовных делах по фактам мародерства в "Норд-Осте" главными подозреваемыми могут стать сотрудники правоохранительных органов. Обжаловать же действия прокуратуры в суде пока невозможно, так как заявители не имеют на руках письменного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Трунов утверждает, что деньги при штурме "Норд-Оста" пропали не только у Екатерины Долгой, просто некоторые заложники погибли, а другим - таким, как калининградская журналистка Алена Михайлова - уже отказали в возбуждении дела в связи со смертью подозреваемого, одного из сотрудников оперативно-следственной группы. Кстати, позже прокуратура объявила, что и сам факт кражи официально не был установлен.
Пресс-секретарь Моспрокуратуры Светлана Петренко заявила, что каждое обращение бывших заложников внимательно проверяется. По ее словам, ответ на жалобу Екатерины Долгой был отправлен по почте еще в 2005 году, но "мог задержаться". Как уточнила пресс-секретарь, в ответе нет процессуального решения по жалобе, в нем лишь указано, что прокуратура не может принять решение, поскольку для этого должна передопросить Екатерину Долгую.
Алене Михайловой, по словам Петренко, также направлено "официальное уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления". Как утверждает адвокат Трунов, женщина его до сих пор не получила.