Россия
13:15, 23 января 2006

Илларионов призвал граждан России начать кампанию гражданского неучастия

Бывший советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов заявил, что за прошедшие шесть лет страна стала богаче, но утратила свободу в экономике, политике, общественной жизни, идеологии, во внешних делах. Это, как поясняет Илларионов в статье, опубликованной газетой "Коммерсант", связано с возникновением в России новой модели государства - государства корпоративистского.

Узнайте больше в полной версии ➞

"Собственность на российское государство перешла в руки корпорации, неподконтрольной его номинальным собственникам – гражданам России, - заявляет он. - Главное правило корпорации – отсутствие единых правил. Ведущий принцип корпоративизма – избирательность, неравенство, дискриминация".

Государственные компании, по мнению Илларионова, превратились в ударные орудия корпоративистского государства, перешли к массированным интервенциям в частный сектор. Жертвами этой экспансии стали "Юганскнефтегаз", "Сибнефть", "Силовые машины", "Камов", ОМЗ, АвтоВАЗ, "Ист-Лайн". Компании, еще остающиеся в частных руках, вынуждены выполнять все требования "корпорации".

Помимо исчезновения свободы экономической, Илларионов отмечает и исчезновение в России свободы политической.

"Корпоративизм занимает центральное место и в общественной сфере, - указывает он. - Замораживание естественных форм политической жизни ликвидирует структуры общества, которые нацелены на идентификацию, формулирование и защиту гражданами своих политических интересов".

Идеологией корпоративизма, по его мнению, является "своизм" или "нашизм": "Своизм" – это идеология защиты "наших" не потому, что они правы, а потому, что они "свои". "Нашизм" – это идеология агрессии по отношению к "чужим". Не потому, что те не правы, а потому, что они "чужие".

"Вся мощь российского государства брошена на защиту интересов "своих" членов корпорации – от отказа на пропуск казахстанской нефти на Мажейкяйский комбинат и отключения электроэнергии Молдове до антиукраинской "газовой войны", - указывает он. - Новый российский империализм приобретает отчетливый корпоративистский облик".

Илларионов заявляет, что государственная корпорация отстаивает в России исключительно свои цели, в ущерб интересам страны она занимается лишь перераспределением ресурсов "своим". Интересы членов корпорации имеют для нее значение большее, чем модернизация страны с национальными проектами, вместе взятые.

Илларионов отмечает, что современная Россия сознательно избрала общественную и экономико-политическую модель стран третьего мира, ступила на тупиковый путь, на котором она не станет ни более богатой, ни более сильной, ни более развитой. Эта модель может задержаться в России надолго, но не навсегда.

Илларионов признает, что в сложившихся условиях "цветная революция" кажется маловероятной в краткосрочной перспективе, но это не отменяет грядущей смены власти. Когда и как она произойдет, Илларионов указать не может, однако призывает уже сейчас начать действовать.

В частности, Илларионов призывает начать кампанию отделения государства от гражданина - кампанию гражданского неучастия в делах корпоративистского государства. Таким образом, по его мнению, россияне смогут начать восстановление гражданских, политических, экономических свобод, уже предоставлявшихся им ранее – в 1905-м, в 1917-м, в 1991 году, но затем ими утраченных.

"Удастся нам это сделать – может появиться новая Россия, - заявляет он. - Свободная, открытая, толерантная. А следовательно, динамичная, развитая, устойчиво стоящая на своих ногах. Искренне уважаемая соседями. Страна с будущим. Другая страна".

< Назад в рубрику