США намерены и дальше оказывать давление и применять военную силу в отношении стран, представляющих для них угрозу. О ключевых положениях "Стратегии национальной безопасности" (National Security Strategy), подготовленной Белым домом, пишет газета Washington Post, которая, наряду с еще тремя американскими изданиями, заранее получила текст этого 49-страничного документа.
Узнайте больше в полной версии ➞Новая стратегия обеспечения национальной безопасности охарактеризована в документе как "идеалистическая с точки зрения целей и реалистическая с точки зрения средств".
Доктрина национальной безопасности не претерпела существенных изменений по сравнению с той, которая была принята перед началом военной операции в Ираке. Эксперты называют ее "доктриной превосходства" (doctrine of preemption). Она предполагает, что американская разведка активно действует во всем мире, выясняя, какие страны и организации могут представлять угрозу Соединенным Штатам. В случае обнаружения таких угроз США наносят превентивный удар.
Особое внимание уделено реальным и потенциальным противникам США, обладающим или стремящимся к обладанию оружием массового поражения, - странам так называемой "оси зла". В тексте упомянуты Северная Корея, Иран, Сирия, Куба, Белоруссия, Бирма и Зимбабве, причем главной угрозой для США назван Иран. Приоритетными задачами американской внешней политики остается "распространение демократии" и "уничтожение тирании во всем мире".
В новом документе записано, что США всегда стремятся прежде всего к мирному решению любого конфликта дипломатическими средствами и намерены прислушиваться к мнению своих союзников и тесно с ними сотрудничать. Что касается России и Китая, которые не отнесены ни к числу союзников, ни к числу противников, то о них говорится, что США намерены убеждать правительства этих стран в необходимости "движения к свободе".
"Стратегия национальной безопасности" - документ, не имеющий никакой юридической силы, а служащий лишь своего рода декларацией основных целей и методов американской международной политики. Официально стратегию озвучит советник президента по национальной безопасности Стивен Хедли (Stephen J. Hadley) в Институте мира (U.S. Institute of Peace) в четверг.