Самое главное, что произошло с Россией в последнее время - она стала политически несвободной, считает бывший советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов. Он называет Россию единственной (кроме Беларуси) полностью несвободной страной, оставшейся в Европе, и обосновывает это мнение в статье, опубликованной в понедельник в газете "Коммерсант".
Узнайте больше в полной версии ➞"Где мы находимся?", - спрашивает Илларионов, и, отвечая на этот вопрос, напоминает об индексе политической свободы, измеряемом международной организацией Freedom House. По нему, Россия в 2005 году перешла из группы частично свободных стран в группу несвободных, опустившись на 166-167 место из 194, и это "объективная реальность", считает бывший советник президента.
"Каждый из компонентов индекса политической свободы - демократичность избирательного процесса, независимость судебной системы, верховенство закона, развитие гражданского общества, независимость СМИ, качество государственного управления - в последние годы в России катастрофически упал", - заявляет он.
Илларионов сравнивает Россию с Украиной и называет их позиции полярными, сообщая, что за последние полтора года Украина стала рекордсменкой по наращиванию политических свобод, а Россия - чемпионом по их уничтожению.
В сфере политического развития Россия не имеет ничего общего со странами "большой восьмерки" и относится к другому политическому миру, формируя свою "группу восьми", которую объединяют объявленные и необъявленные войны, считает Илларионов, и называет эту группу: Непал, Беларусь, Таджикистан, Гамбия, Соломоновы Острова, Зимбабве, Венесуэла. Войны нужны "этим режимам", потому что только в условиях войн можно терроризировать людей, заявляет политик, замечая, что "несвобода - это война".
"Несвобода - это табуирование тем национального обсуждения. От Чечни до "ЮКОСа", от терактов в "Норд-Осте" и Беслане до карикатур на пророков. Это разложение морали и деградация национального сознания", - пишет Илларионов.
Он рассказывает о том, зачем нужна политическая свобода, и отмечает, что ее отсутствие формирует непреодолимый барьер для экономического роста, социального развития, безопасности человека и государства. Бывший советник президента выражает надежду, что Россия обязательно будет свободной страной, но замечает, что как именно стать свободным - "это тема для другого разговора".