Общественные советы при силовых ведомствах, указ о создании которых подписал президент, сконцентрируют свое внимание на таких злободневных темах, как дедовщина в армии, дела ученых, обвиненных в шпионаже, проблемы ксенофобии и экстремизма. Как пишет "Коммерсант", представители Общественной палаты, которой поручено формировать советы, уже дали понять, что эти темы станут приоритетными.
Узнайте больше в полной версии ➞"Конечно, консультативные органы не будут советовать, в какую страну посылать шпионов, но есть много тем, которые затрагивают все общество, например вопросы секретности или гостайны", - говорит зампред палаты Сергей Катырин. Сейчас палата делит проблемы дедовщины, ксенофобии, экстремизма с независимыми НКО. Но с созданием советов у нее появится больше, чем у правозащитников, возможностей не только обсуждать, но и принимать решения. "Нам нужны предметные действия, – объясняет член Общественной палаты Алексей Чадаев. – Я не исключаю, что консультативные советы будут обсуждать создание института омбудсменов в ГУИН или армии".
При этом члены ОП не высказали интереса к участию в работе советов собственно правозащитников. "В общественных советах должны быть люди, которые разбираются в теме. Лучше всего, если они будут из регионов", – считает Катырин.
Владимир Путин подписал 5 августа указ "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет президент РФ, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам". Речь идет прежде всего о силовых структурах. В прямом подчинении у главы государства находятся МВД, Минобороны, ФСБ и СВР, а также МЧС, Минюст, МИД, Государственная фельдъегерская служба, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, ФСО, Главное управление спецпрограмм президента РФ и управление делами президента.
Формировать консультативные советы при этих ведомствах поручено Общественной палате РФ. Совет палаты должен инициировать создание консультативного органа, а руководитель ведомства должен в течение двух месяцев дать свой положительный ответ. В совет могут войти как сами члены Общественной палаты, так и предложенные ими лидеры НКО. Они будут работать на общественных началах. Все расходы по организационно-техническому обеспечению совета возьмет на себя то ведомство, при котором этот совет создан.
Правозащитники раскритиковали принцип формирования общественных советов. "Указ принижает роль гражданского общества в стране,– считает эксперт Института по правам человека Лев Левинсон.– Общественная палата станет ситом, через которое в консультативные советы будут отсеиваться "правильные" НКО – прикормленная оппозиция. Они будут послушно кивать или изображать видимость правозащитной деятельности".