Из устава российских государственных музеев исключен пункт о проведении коммерческой экспертизы. Об этом, как пишет газета "Коммерсант", сообщил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры) Анатолий Вилков в ходе открывшегося в Москве XXI Российского антикварного салона.
Узнайте больше в полной версии ➞Таким образом, отныне экспертам государственных музеев запрещено давать заключения о подлинности произведений искусства из частных коллекций.
По словам Вилкова, запрет стал следствием участившихся инцидентов, когда проданное с торгов произведение искусства, чья подлинность подтверждалась экспертным заключением государственного музея или реставрационного центра, оказывалось поддельным.
Руководство Росохранкультуры решило, что разбираться с каждым таким инцидентом в отдельности нецелесообразно, сочтя приостановку практики коммерческих экспертиз в целом более эффективной мерой.
По словам специалистов, далеко не все случаи, когда экспертное заключение госучереждения оказывается несоответствующим действительности, предаются огласке. Часто даже пострадавшие от недобросовестности экспертов коллекционеры предпочитают решать свои проблемы без лишнего шума.
В то же время, как пишет издание, запрет коммерческих экспертиз лишь усложнит жизнь не только музейным экспертам, которые лишатся дополнительного заработка, но и покупателям и продавцам произведений искусства, для которых экспертные заключения Государственной Третьяковской галереи или Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря были хоть какой-то гарантией подлинности произведения.
По словам эксперта Третьяковской галереи Владимира Петрова, опасаясь многочисленных подделок, российские коллекционеры уже практически перестали покупать русскую живопись XIX века.
Появление подделок, как пояснил эксперт, последовало за высоким спросом на произведения выдающихся русских художников. В результате на рынке появилась масса переделанных под русских мастеров полотен европейских художников второго ряда, главным образом, из северных стран.
При этом крайне редко удается привлечь распространителей подделок к ответственности. Последнее громкое разбирательство такого рода произошло летом 2005 года, когда по обвинению в сбыте фальшивых полотен русских мастеров XIX века были арестованы супруги Преображенские.
По версии следствия, подозреваемые продавали коллекционерам полотна малоизвестных европейских пейзажистов, на которые были нанесены автографы русских живописцев, в том числе Айвазовского, Киселева и Шишкина.