Генеральная прокуратура определилась с основной версией о мотивах подрыва скорого поезда "Невский экспресс" в Новгородской области 13 августа, пишет в понедельник газета "Коммерсант". По данным издания, в организации теракта следствие подозревает одну из действующих на Северном Кавказе группировок боевиков, а пособников террористов ищут среди новгородских чеченцев.
Узнайте больше в полной версии ➞Опрашивая жителей ближайших к месту взрыва населенных пунктов - поселка Малая Вишера и деревни Бурга, - следователи вышли на двоих подрабатывающих частным извозом местных жителей, которые подвозили предполагаемого террориста в день взрыва. Они рассказали, что за неделю до теракта познакомились с уроженцем одной из северокавказских республик, приехавшим в Великий Новгород. Мужчина сказал им, что хочет с семьей переехать в Малую Вишеру или Бургу и открыть там какой-нибудь бизнес, и попросил их повозить его по округе.
В последний раз эти свидетели видели кавказца в день теракта и отвезли его на ВАЗ-2107 на станцию Бурга. Уже после взрыва другие свидетели видели подозреваемого на близлежащем шоссе, когда он садился в другую "семерку". Эту машину и ее пассажира сейчас активно разыскивают в Минеральных водах и Карачаево-Черкесии, откуда предположительно мог приехать диверсант.
В ГУВД Новгородской области не исключают, что двое свидетелей могут оказаться пособниками террориста, однако пока они проходят по делу в качестве свидетелей.
Как рассказал "Коммерсанту" председатель чечено-ингушского культурного общества "Вайнах" Салам Юнусов, в рамках расследования подрыва "Невского экспресса" в Новгородской области проходят массовые проверки выходцев с Северного Кавказа. По его словам, сотрудники правоохранительных органов провели беседы практически со всеми живущими в области чеченцами и ингушами, при этом задержан никто из них не был.
Пассажирский поезд, следовавший из Москвы в Санкт-Петербург, попал в аварию вечером 13 августа. В результате пострадали 62 человека. Расследование показало, что причиной аварии стало взрывное устройство, заложенное на путях. Было возбуждено уголовное дело по статье "терроризм". По описаниям жителей Малой Вишеры и Бурги милиционеры составили три фоторобота подозреваемого, которые были впоследствии объединены в один. Как рассказали свидетели, незадолго до взрыва мужчина славянской внешности перелезал через заграждение к рельсам, а в момент взрыва сел в автомобиль на ближайшей поселковой дороге и уехал.
Ранее версия "кавказского следа" в деле о теракте на Октябрьской железной возникла после того, как ответственность за него взял на себя человек, назвавшийся заместителем чеченского полевого командира Саид-Эмина Дадаева. Он позвонил сотруднику радиостанции "Свобода" в Праге и заявил, что взрыв был совершен батальоном смертников "Рияд ас-Салахин" ("Райские сады") в отместку "за страдания чеченского народа".
Как отмечает издание, в качестве других возможных версий следствие рассматривало причастность к теракту националистов, кого-то из уволенных железнодорожников, решивших отомстить ведомству, а также местных криминальных структур, недовольных сменой руководства области и проводимой силовиками декриминализацией.