Власти города Сарова Нижегородской области случайно рассекретили новейший проект российской подводной лодки, поместив на официальном сайте администрации отчет о встрече с ее командиром, пишет в среду газета "Коммерсант".
Узнайте больше в полной версии ➞Сообщение о визите в город командира подлодки "Саров" капитана первого ранга Сергея Крошкина появилось на сайте администрации Сарова 6 сентября. В заметке говорилось, что подлодка пока находится на стапелях северодвинского завода, но "главнокомандующий ВМФ поставил задачу завершить работы до конца года".
Также сообщалось, что дата торжественного спуска на воду еще не определена, но команда из 52 офицеров и мичманов уже сформирована, и ее основу составляют подводники, служившие четыре года под командованием Крошкина на лодке "Липецк".
Кроме того, в заметке был назван номер проекта субмарины (20120) и приведены ее тактико-технические характеристики. Как отмечает "Коммерсант", новая подлодка очень похожа на дизельные субмарины проекта 877 "Палтус", но имеет большее подводное водоизмещение (3950 тонн вместо 3050).
В понедельник сообщение о визите командира "Сарова" с сайта горадминистрации исчезло, но его успели перепечать саровский информационный портал "Наш город" и другие местные СМИ. При этом все официальные лица, к которым газета обратилась за комментариями, не смогли ничего сообщить о проекте 20120.
Представитель пресс-службы ВМФ РФ Александр Смирнов заявил, что ему "ничего не известно". На расположенном в Северодвинске судостроительном заводе "Звездочка" сообщили, что их завод не строит новых субмарин, а представители "Северного машиностроительного предприятия" просто отказались отвечать на вопросы "Коммерсанта", связанные с новой подлодкой. В ведущем разработчике подводной техники ЦКБ "Рубин" также не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть свое участие в проекте 20120.
Газета приводит две версии о том, почему подлодку "Саров" может окружать такая секретность. Согласно первой, экспериментальный проект 20120 предназначен для испытаний атомного реактора, установленного на дизельной субмарине в качестве вспомогательной энергетической установки. Подобные эксперименты в 1980-х годах проводились в СССР, напоминает "Коммерсант", и, возможно, российские ученые решили возобновить программу установки мини-реакторов на дизельных подлодках.
По второй версии на проекте 20120 испытывается новейший ядерный реактор, который впервые был упомянут в феврале 2007 года в публикации "Нижегородской деловой газеты", посвященной юбилею ведущего разработчика реакторов для подлодок Опытного конструкторского бюро машиностроения имени И. Африкантова. Когда "Коммерсант" связался с ОКБ, референт директора Евгений Кусмарцев заметил, что "реакторы на подлодках могут интересовать разведку США, а не вас", и посоветовал обратиться в пресс-службу Росатома. Однако и там от комментариев отказались.