По объему товарооборота розницы к концу 2008 года Россия обгонит лидеров Европы - Германию, Францию и Великобританию. Об этом пишет газета "Ведомости" со ссылкой на исследование маркетинговых агентств IRG и IMSG. В 2007 году Россия заняла четвертое место в Европе.
Узнайте больше в полной версии ➞В долларовом выражении рынки Западной Европы растут на 10-12 процентов в год. Российский рынок с 2004 по 2007 годы рос на 25-30 процентов. Как ожидают IRG и IMSG, в 2008 году российский ритейл вырастет на 27,5 процента, а в следующие три года будет прибавлять по 20 процентов в год. Это происходит благодаря росту спроса и цен.
Однако по размеру товарооборота на душу населения Россия значительно уступает странам Западной Европы. В 2008 году этот показатель достигнет 4542 долларов, что в 2,2 раза меньше, чем у Великобритании, которая занимает лидирующие позиции в Европе. Хотя Россия занимает четвертое место в Европе по количеству проданных новых автомобилей, в расчете на 1000 россиян было продано лишь 17 автомашин.
Отметим, что в Великобритании, где отмечается стагнация автомобильного рынка, на 1000 человек приходилось 40 новых проданных авто, а в Германии - 38. Аналогичная ситуация отмечается и сегменте косметики. В России объем продаж косметики оказался на пять процентов ниже, чем в Великобритании, но по размеру товарооборота на душу населения - в два раза меньше.
Аналитики IRG и IMSG объясняют это тем, что производство не успевает за спросом. Объем производства в сегменте российской фармакологической индустрии растет в среднем на 5-6 процентов в год, а спрос - на 25 процентов.
По данным Министерства экономического развития, в 2007 году доходы граждан России выросли на 22,4 процента. При этом потребительские расходы увеличились на 23,5 процента. На товары и услуги россияне тратят почти 70 процентов своего дохода. Ограниченность предложения приводит к увеличению темпов роста инфляции, что в свою очередь побуждает граждан тратить, а не копить.
По данным IRG и IMSG, в этих условиях особенно быстро увеличиваются продажи непродовольственных товаров - в январе-феврале 2008 года они выросли на 22,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом российский ритейл становится все более привлекательным для инвесторов - в 2007 году на долю торговли пришлось более половины общего объема инвестиций. Число торговых организаций в 2007 году увеличилось на треть.