Ведран Смаилович (Vedran Smailovich), прославившийся в 1992 году тем, что 22 дня подряд играл на виолончели в разбомбленном здании в память 22 жителей Сараево, погибших в очереди за хлебом при разрыве снаряда, послужил прототипом героя канадского романа "The Cellist of Sarajevo" ("Сараевский виолончелист "). Однако у персонажа книги 32-летнего Стивена Гэллоуэя нет имени, и обстоятельства его музыкальной миссии несколько изменены. Смаилович полагает, что Гэллоуэй пытается нажиться на его истории и на горе сараевцев, потерявших 16 лет назад своих близких, пишет лондонская газета The Times.
Узнайте больше в полной версии ➞"Я всю жизнь играл в Сараево, а не только в те 22 дня. Виолончель была моим оружием", - заявил Смаилович, ныне живущий в Северной Ирландии. Он пригрозил вернуться в Сараево и сжечь виолончель в знак протеста против эксплуатации своего образа. Он не знал, что его история будет использована для художественного произведения, которое, возможно, в скором времени будет экранизировано. Смаилович ведет уединенный образ жизни и не хочет, чтобы его использовали как символ чего бы то ни было.
Стивен Гэллоуэй в предисловии к роману указал, что книга обязана своим появлением Вердану Смаиловичу, но что ее герой - самостоятельный персонаж, чья история не похожа на жизнь Смаиловича. Попытка Гэллоуэя примириться с виолончелистом (писатель прислал музыканту экземпляр романа с дарственной надписью) успехом не увенчалась. Книга тем временем получила лестные отзывы известных писателей, в том числе канадца Яна Мартелла, лауреата Букеровской премии, и Джона Кутзее, южноафриканского лауреата Нобелевской премии по литературе.