Законопроект о фонде содействия развитию жилищного строительства во втором чтении был принят Госдумой 2 июля 2008 года. При подготовке ко второму чтению проект откорректировали, однако у Минфина и Минрегиона некоторые его положения вызывают недовольство, пишет "Коммерсант". Наибольшее количество нареканий вызывают нормы проекта об аренде земли под жилищное строительство и о передаче доходов от продажи участков регионам.
Законопроект о земельном фонде был подготовлен Минрегионом и комитетом Госдумы по строительству по президентскому указу от 7 мая, и принят в первом чтении 25 июня. Фонд будет аккумулировать находящиеся в федеральной собственности, но неиспользуемые для нужд государства земельные участки, находящиеся в распоряжении ведомств, ГУПов, госучреждений и научных академий.
Глава комиссии по доступному жилью совета по нацпроектам Александр Браверман и ряд депутатов при обсуждении проекта в первом чтении настаивали на необходимости внести в законопроект критерии выбора, по которым "конфискуемые" земли попадут в стройфонд или будут переданы напрямую регионам. Однако в проекте, представленном ко второму чтению, этих критериев не оказалось. Председатель комитета Мартин Шаккум объяснил, что выбор будет определять правительственная комиссия по своим критериям.
Помимо этого, нарекания у Минрегиона и Минфина вызывают нормы о передаче в регионы половины доходов от продажи фондом федеральных участков земли. В финансовом ведомстве считают, что все доходы, как и сейчас, должны идти в федеральный бюджет, регионы же имеют субвенции.
Не довольны и представители Минрегиона, где считают, что участки должны передаваться фондом под жилищную застройку только в собственность, иначе стоимость жилья будет повышаться на стоимость аренды.