Биологи из Университета Лестера экспериментально доказали, что, если пчелы чувствуют себя больными, то это дезорганизует их поведение и лишает ряда способностей, таких как ориентация в пространстве, различение цветов и запоминание местоположения цветка, содержащего нектар. Результаты работы опубликованы в журнале Biology Letters.
Узнайте больше в полной версии ➞Тот факт, что заболевания влияют на поведение пчел – фуражирование (сбор нектара), половое поведение и избегание естественных врагов, был известен ученым достаточно давно. В ряде последних исследований было отмечено также снижение способности к обучению у инфицированных насекомых. Однако ученым долго не удавалась отделить влияние на обучение реакции собственно иммунной системы от других возможных факторов. Биологи из Лестера попытались решить эту задачу.
Все пчелы были разделены на контрольную и экспериментальную группу. Экспериментальной группе была введена инъекция липополисахарида. Это позволяло вызвать реакцию иммунной системы, схожей с реакцией на патогенный возбудитель, однако при этом не заражать пчел каким-либо заболеванием. После этого пчел отправляли на фуражирование к двум типам искусственных цветов – синим и желтым, из которых только один содержал подсахаренную воду, заменяющую нектар. Полеты пчел фиксировались, и каждая из них совершила не менее 90 визитов к цветкам.
Обработав и обобщив данные, ученые установили, что в пчелы из обеих групп проводили почти все свое время в полетах к содержащим нектар цветкам, однако особи из экспериментальной группы достигали нужных цветов гораздо дольше, совершая хаотичные действия или неправильно определяя цветок. Таким образом, ученые экспериментально доказали существование влияния иммунных реакций на обучение у пчел и шмелей
Полученные результаты очень важны, в первую очередь, для нужд пчеловодства и экологов, занятых спасением неуклонно снижающейся популяции диких шмелей. А также для такой бурно растущей в последнее время области, как нейроиммунология.