Уникальная атомная подводная лодка (АПЛ) К-222 проекта 661 "Анчар" переведена с Производственного объединения "Севмаш" к причалу Центра судоремонта "Звездочка" для дальнейшей утилизации. Об этом сообщается в пресс-релизе, распространенном 24 июля "Севмашем".
Узнайте больше в полной версии ➞Не имеющая аналогов в мировом кораблестроении экспериментальная высокоскоростная подлодка с титановым корпусом была выведена из состава ВМФ в 1989 году.
Спустя десять лет она была отбуксирована на "Севмаш" для утилизации, однако уникальность проекта не позволила применить традиционные технологии разделки подлодок.
До последнего времени живучесть АПЛ К-222 обеспечивал гражданский экипаж предприятия, который 23 июля выполнил ее перевод на "Звездочку", где будет проведена выгрузка атомного реактора и разобран корпус.
Принимая во внимание значение подлодки в истории российского кораблестроения, общественность и ветераны ВМФ выдвинули предложение сохранить ее рубку в виде мемориала.
АПЛ К-222 (до 1978 года - К-162) проекта 661 "Анчар" была заложена 28 декабря 1963 года в Северодвинске и принята в эксплуатацию 31 декабря 1969 года. В целях постройки первой советской подлодки с корпусом из титанового сплава фактически была создана новая отрасль промышленности.
Высокая стоимость и исключительные боевые возможности АПЛ К-222 стали основанием для того, чтобы за ней закрепилось наименование "Золотая рыбка".
В 1971 году подлодка установила мировой рекорд скорости, равный 44,7 узла (83,6 километра в час), который не был превзойден ни одной субмариной до настоящего времени.
Первоначально предполагалось, что после постройки головной АПЛ проекта 661 "Анчар" последует закладка 10 серийных кораблей. Однако в дальнейшем от этого отказались в связи со значительными технологическими трудностями и длительностью строительства. Кроме того, слабыми сторонами проекта являлись высокая подводная шумность и несовершенство ракетных комплексов.