Американские военные реабилитировали 28 участников Второй мировой войны, осужденных в 1944 году за организацию массовых беспорядков и самосуд над итальянским военнопленным в тюрьме Сиэтла (форт Лоутон), сообщает в воскресенье, 27 июля, Associated Press.
Узнайте больше в полной версии ➞"Мы не имели права так поступать с этими солдатами", - заявил Рональд Джеймс (Ronald James), помощник секретаря Резервистской службы армии США, на брифинге в субботу, 26 июля. "Армии США искренне жаль. И мне искренне жаль", - добавил он.
Рональд Джеймс также пояснил, что увольнение осужденных участников Второй мировой войны из армии с лишением прав и привилегий пересмотрено: теперь они считаются уволенными с военной службы с хорошей аттестацией и сохранением привилегий.
Реабилитация для многих стала посмертной: из 28 осужденных солдат сейчас в живых только двое. Один из них, Самуэль Сноу (Samuel Snow), собирался присутствовать на брифинге, но из-за возникших накануне проблем с кардиостимулятором не смог.
Известно, что тюремный бунт в августе 1944 года начался из-за стычки между двумя заключенными: американским чернокожим солдатом и итальянским военнопленным Гилермо Оливотто (Guglielmo Olivotto). В результате десятки заключенных получили ранения, а Оливотто линчевали. Тогда обвинения в участии в массовых беспорядках предъявили 43 чернокожим военнослужащим, а трем из ним также вменялось убийство.
Бунт расследовал небезызвестный Леон Яворски (Leon Jaworski), который позже, в начале 70-х расследовал "уотергейтское дело" президента Никсона.
Приговоры были отменены в октябре 2007 года. Причиной отмены стал выход документальной книги "На американской земле" журналиста CNN Джека Хаманна (Jack Hamann), посвященной событиям августа 1944 года в форте Лоутон.
В книге журналист привел ряд фактов о трибунале 1944 года. В частности, в числе осужденных оказались даже те участники событий, которые, по свидетельствам многих итальянских военнопленных, выступали против бунта и пытались остановить убийц Оливотто. Более того, пишет Хаманн, армия США предоставила всем солдатам двух защитников, у которых на изучение материалов дела и подготовку к процессу было две недели.