Наука и техника
18:50, 8 сентября 2008

Способности детей к математике оказались врожденными

Американские психологи из Университета Джонса Хопкинса установили, что способность детей к "точной" математике определяется врожденной способностью к примерной оценке количества предметов. Об этом сообщается в пресс-релизе на официальном сайте университета. Работа исследователей принята к публикации в журнале Nature.

Узнайте больше в полной версии ➞

Способность к примерной численной оценке есть у многих животных. Хищники, например, во время охоты ведут примерный подсчет своих жертв, чтобы определить более богатые добычей места. По словам исследователей, подобное врожденное "чутье на числа" есть и у человека.

Во время опыта ученые тестировали это "чутье" у 64 американских школьников. Возраст всех участников составлял 14 лет. Во время теста на экране компьютера перед испытуемым появлялись картинки, на которых были расположены синие и желтые круги разных размеров. Участнику предлагалось за короткое время, не считая, ответить на простой вопрос: каких кругов больше. Сначала шли картинки, где число кругов одного цвета было значительно больше, чем число кругов другого цвета. На каждой следующей картинке эти числа постепенно "сближались". При этом, количество ошибок участников теста возрастало (поскольку становилось тяжелее определять "на глазок"), но у всех с разной скоростью. Именно эту скорость психологи и приняли за характеристику развитости "чутья".

Успехи на тесте сравнивались с успехами этих же учеников на аттестационном экзамене по математике. Ученые установили, что между двумя этими результатами существует сильная взаимосвязь (корреляция). Чем лучше ученик оценивал количество кругов "на глазок", тем лучше он показывал себя на экзамене, и наоборот.

Исследователи предполагают, что качество "чутья" не зависит от математического образования индивидуума. В подтверждение этого неочевидного тезиса ученые приводят работу своих коллег, в которой проводилось сравнение той же характеристики у индейцев Южной Америки и франкоговорящих европейцев. В результате было установлено, что распределения результатов в группах не зависело от того, из кого эта группа состояла. Если бы зависимость между "чутьем" и формальным образованием существовала бы, то европейцы показали бы себя на тесте лучше (или хуже) индейцев.

< Назад в рубрику