Физикам удалось выяснить, чем конкретно звук хорошей скрипки отличается от звука плохой. Об этом сообщает Nature News. Работа ученых опубликована в журнале The Journal of the Acoustical Society of America.
Узнайте больше в полной версии ➞Для опыта Джордж Биссингер (George Bissinger) из Восточного университета Каролины выбрал 17 инструментов, качество которых варьировалось от "плохого" до "великолепного". Среди изучаемых скрипок были, например, несколько легендарных инструментов: Titian (1715) и Willemotte (1734) Страдивари, а также Plowden (1735) Гварнери дель Гезу.
Биссингер изучал некоторые характеристики звучания этих инструментов, пытаясь найти зависимость между ними и качеством звучания скрипки. Среди характеристик были следующие: зависимость звука от силы, прилагаемой к струне, частоты главных резонансов (мод) инструмента, а также распределение звука по направлениям в пространстве. Кроме этого, Биссингер вычислил эластичность деревянных пластин, из которых составлена скрипка, и силу глушения звука.
По словам ученого, статистический анализ показал, что между этими характеристиками и качеством скрипки отсутствует какая-либо связь. Например, одна из скрипок Страдивари давала наиболее направленный из всех образцов звук, в то время как другая больше всех его рассеивала.
Биссингеру, однако, удалось обнаружить, что у хороших скрипок наблюдается лучший отклик в диапазонах низких частот. По словам ученого, именно дополнительные басы ответственны за полноту звука хороших инструментов.
Многие музыканты, признавая наличие хороших и плохих скрипок, сомневаются в возможности физической интерпретации качества скрипок.