Американский Фонд музея авианосца "Саратога", которому принадлежит бывшая советская подводная лодка К-77, намерен сдать ее в металлолом, если никто не купит ее до конца января 2009 года. На восстановление подлодки требуется около миллиона долларов, но таких денег у фонда нет, сообщает агентство AP.
Узнайте больше в полной версии ➞К-77 стала боевой единицей Северного флота ВМФ СССР в 1965 году. Подлодка длиной 86 метров была вооружена крылатыми ракетами. В 1994 году российское правительство продало субмарину финскому бизнесмену, который перевез ее в Хельсинки и открыл на борту ресторан.
В начале 2000-х годов подлодку снимали в знаменитом голливудском фильме о советских подводниках "К-19. Оставляющая вдов" ("K-19: The Widowmaker"). После этого ее приобрел нынешний владелец, открывший на ее борту музей Холодной войны.
Субмарина была поставлена на якорь на реке Провиденс в штате Род-Айленд. В апреле 2007 года в результате сильного шторма подлодку сорвало с креплений, выбросило на мель и она затонула. В августе 2008 года ее подняли на поверхность военные водолазы в ходе учений.
Обследование показало, что подводный корабль за 15 месяцев пребывания под водой сильно заржавел и разрушился. Президент фонда Фрэнк Леннон выразил надежду, что кто-нибудь все-таки купит подлодку, чтобы сохранить ее для истории. В противном случае уже имеется договоренность с местной компанией по переработке вторсырья, которая готова утилизировать реликвию.
Леннон отметил, что пока получил несколько предложений, в том числе от австралийской компании, которая хочет затопить подлодку и использовать ее в качестве объекта погружений для дайверов. Если К-77 будет все же отправлена в металлолом, то с нее снимут перископы, люки торпедных аппаратов и пульты управления пусками ракет, которые музей сохранит как артефакты.
К-77 является дизель-электрической подводной лодкой. Всего в 1960-х годах были построены 16 субмарин этого класса, который назывался "проект 651" или "Джулиетт" по натовской классификации. К настоящему времени остались только две подлодки этого типа, так как остальные были сданы на слом: одна из них - упомянутая К-77, а вторая (К-24) была продана в Германию в 1994 году и используется как плавучий ресторан.