Британским ученым удалось установить, что результаты эволюции языка генетически не закрепляются. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте Университетского колледжа Лондона, сотрудники которого принимали участие в исследовании. Статья ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Узнайте больше в полной версии ➞Основной целью изучения был так называемый эффект Болдуина. Он заключается в следующем: изменение поведения может приводить к изменению факторов естественного отбора. Например, появление нового хищника, от которого можно спастись на дереве, способно заставить потенциальных жертв научиться залезать на деревья, даже если они не имеют к этому врожденной предрасположенности. Это, в свою очередь, может приводить к тому, что особи, более приспособленные для лазания, получат преимущество. Таким образом, спустя многие поколения у жертв появятся более цепкие лапы. Может показаться, что эффект Болдуина схож с ламарковским механизмом развития видов, однако это не так: наследования приобретенных признаков не происходит - изменение поведения приводит к изменению критериев естественного отбора.
Взаимодействие между генетическими изменениями и поведением является достаточно сложным процессом. В рамках новой работы ученые заинтересовались вопросом, происходит ли генетическое закрепление последствий эволюции языка по схеме, аналогичной эффекту Болдуина.
Ответ на этот вопрос оказался отрицательным. Результаты компьютерных симуляций позволили установить, что подобное закрепление особенностей языка может происходить только в очень стабильном лингвистическом окружении. Постоянно меняющаяся культура такой обстановки, однако, не предоставляет.
В качестве подтверждения своих результатов ученые приводят следующий пример. Большая часть аборигенов австралийского континента прожила в изоляции от остальной человеческой популяции около 50 тысяч лет. Если бы лингвистические изменения закреплялись, то, по мнению ученых, аборигены были бы просто не в состоянии выучить, например, английский язык. Однако это не так, и способности аборигенов к иностранным языкам примерно такие же, как и у остального человечества.
По словам исследователей, их результаты подтверждают тот факт, что язык возник благодаря развитию у человека способности понимать окружающих и эффективно участвовать в социальном взаимодействии.