В феврале 2009 года на рынке офисной недвижимости Москвы зарегистрирован ряд сделок, при которых владельцы предоставляют арендаторам так называемые "арендные каникулы" — временное освобождение от оплаты аренды. Об этом сообщают РИА Новости со ссылкой на данные отчета консалтинговой компании CB Richard Ellis.
Эксперты компании отмечают, что в последние месяцы в структуре предложения существенно увеличилась доля вторичных офисных площадей (до октября 2008 года она составляла 10 процентов, в феврале 2009 года — 30 процентов). Эти помещения составляют конкуренцию новым, только что построенным офисам, нуждающимся в отделке — они наиболее выгодны арендаторам, поскольку им не приходится платить за отделку.
Чтобы привлечь арендаторов, владельцы начали предлагать "арендные каникулы", в течение которых арендатор на определенный срок освобождается от арендной платы и за счет этой экономии может выполнить отделку офиса. Сейчас срок "арендных каникул" в среднем составляет четыре месяца.
Аналитики полагают, что количество подобных сделок будет расти, так же, как и срок каникул - в дальнейшем он может увеличиться до полугода и более. "В случае, если спрос на офисные помещения останется на низком уровне, арендные каникулы могут стать необходимым инструментом для привлечения арендаторов и в помещения с отделкой", - также говорится в отчете.
Как сообщали ранее специалисты аналитического консалтингового центра (АКЦ) "Миэль", с началом экономического кризиса спрос на аренду и покупку офисных помещений существенно снизился. По их данным, в начале марта в Москве оставались не занятыми 13,5 процента площадей офисных центров класса А и 10,2 процентов - класса В.
Эксперты отмечали, что в 2009 год станет периодом конкурентной борьбы между всеми игроками рынка офисной недвижимости, которая будет происходить на фоне падения ставок аренды, роста доли свободных площадей и снижения уровня доходности на инвестируемые средства. На ближайшие 3-4 года будут эффективны только проекты, обладающие серьезными конкурентными преимуществами.