Группе итальянских школьников 14-19 лет удалось провести достаточно точное вычисление расстояния от Земли до Луны, используя запись разговора астронавта Нила Армстронга с центром управления в Хьюстоне. Препринт статьи руководителя детской группы доступен на сайте arXiv.org.
Узнайте больше в полной версии ➞Для вычисления расстояния дети применяли два основных метода. Первый заключался в измерении времени между вопросом, задаваемым Хьюстоном, и ответом астронавта. За это время радиосигнал успевал добраться до Луны и обратно. Зная скорость распространения радиоволн (которая равна скорости света), дети получили оценку расстояния от Земли до ее естественного спутника, которая составила около 4,5x108 метров.
Этот результат достаточно сильно отличается от реального значения, которое составляет 3,63-4,05x108 метров. Разница в возможных значениях объясняется эллиптичностью траектории движения спутника вокруг Земли.
Более точные результаты были получены с использованием другого метода. Дело в том, что на некоторых фрагментах записи было хорошо слышно эхо. Оно возникало из-за того, что звук из наушников шлема Армстронга попадал на микрофон. Чтобы измерить возникающую задержку, школьники воспользовались свободно распространяемым редактором звуковых файлов Audacity. В результате детям удалось получить численное значение равное 3,93x108, которое близко к реальному.
Автор работы отмечает положительные педагогические аспекты подобных проектов и полагает, что их можно реализовывать практически в любой школе, где имеется доступ к интернету.