Объем свободных офисных площадей в Москве за год увеличился в четыре раза. Об этом говорится в обзоре консалтинговой компании CB Richard Ellis.
По данным компании, на конец первого квартала 2009 года общий объем вакантных площадей на рынке превысил 2 миллиона квадратных метров (20 процентов от общего объема) против 600 тысяч квадратных метров в первом квартале прошлого года.
Основной причиной резкого увеличения доли свободных площадей стал
высокий объем новых площадей, вышедших на рынок в течение первого квартала (930 тысяч квадратный метров, рекордный показатель за квартал за всю историю московского рынка).
Также рост объема свободных площадей происходит по причине увеличения предложений по субаренде и выхода арендаторов из ранее подписанных договоров аренды (с октября 2008 года расторгнуты договоры на общую площадь около 250 тысяч квадратных метров).
Еще одна причина увеличения вакантных помещений — резкое падение спроса, вызванное, в свою очередь, тем , что в условиях экономического спада компаниям приходится сокращать издержки. Компании, в частности, увольняют персонал, что приводит к уменьшению занимаемых ими офисных помещений.
Спрос на офисы не увеличивается даже в условиях падения ставок аренды. По данным консалтинговой компании RRG, средняя арендная ставка на офисные помещения в центре Москвы с марта 2008 года снизилась на 51 процент, за пределами Садового кольца - на 44 процента. В среднем за март аренда офисов в столице подешевела на 14 процентов, до 510 долларов за квадратный метр.
Практически все арендодатели в условиях кризиса не только готовы идти на существенное снижение ставок для существующих арендаторов, но и предлагают различные преференции, начиная от отделки под арендатора, заканчивая льготными периодами аренды или обеспечением бесплатными машиноместами.
Аналитики компании "МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость" отмечают, что сейчас 90 процентов общего объема спроса на офисном рынке столицы составляют потенциальные арендаторы, на долю покупателей приходится лишь 10 процентов. В докризисный период соотношение аренды и продажи в данном сегменте составляло 65 процентов к 35 процентам.
Эксперты также считают, что многие проекты, планируемые к выходу на рынок в течение 2009 года, не найдут необходимого финансирования для их завершения. Объемы новых
площадей, прогнозируемые к выходу в 2009-2011 годах не превысят миллиона квадратных метров.