Крупнейшая покупка на российском офисном рынке обойдется немецкому фонду KanAm GrundKapitalanlagegesellschaft дешевле, чем ожидалось. Как пишет газета "Ведомости", в связи с кризисом фонд заплатит за бизнес-центр Vivaldi Plaza не 900 миллионов долларов, а на 20-25 процентов меньше (675-720 миллионов долларов).
Форвардную сделку о покупке у компании "Открытие-недвижимость" (входит в корпорацию "Открытие") и ее партнеров четырех офисных зданий комплекса класса А Vivaldi Plaza на Кожевнической улице фонд KanAm заключил в марте 2008 года.
Эксперты считают снижение стоимости офисной части Vivaldi Plaza вполне логичным, так как сумма форвардных сделок, как правило, зависит от арендных ставок, которые с начала кризиса упали на 20-40 процентов.
Строительство четырех офисных зданий комплекса Vivaldi Plaza общей площадью 101 тысяча квадратных метров началось в 2007 году в рамках создания бизнес-зоны "Павелецкая". Сейчас офисы практически готовы к вводу в строй. Кроме офисов в комплексе предусмотрена гостиница.
Фонд KanAm, управляющий активами общей стоимостью 5,6 миллиардов евро, ставит уже второй ценовой рекорд на офисном рынке Москвы: ранее немцы за 600 миллионов долларов купили бизнес-центр Citydel. Эта сделка отодвинула на второе место покупку компанией RP Capital Management офисного комплекса "Серебряный город" (350 миллионов долларов).
По данным аналитиков, спрос на покупку офисных площадей в столице падает уже полгода, несмотря на значительное снижение их стоимости. Из-за финансового кризиса потенциальные покупатели переключили свое внимание на рынок аренды офисов.
По данным холдинга "МИЭЛЬ", сейчас 90 процентов общего объема спроса на офисном рынке столицы составляют потенциальные арендаторы, на долю покупателей приходится лишь 10 процентов. В докризисный период соотношение аренды и продажи в данном сегменте составляло 65 процентов к 35 процентам.
Основной причиной, по которой владельцы помещений снимают объекты с продажи, отдавая предпочтение их сдаче в аренду, эксперты называют расхождение в позициях продавцов и покупателей относительно цены. Ввиду снижения цен на коммерческую недвижимость в Москве покупатели просят дисконт в размере 40 процентов и более. В свою очередь, большинство владельцев помещений не готовы делать столь существенные скидки.
По данным компании RRG, в марте в Москве на продажу было предложено 520 офисных объектов (на 14 процентов меньше, чем в феврале). Их общая площадью составила 1,5 миллиона квадратных метров (минус 23 процента), а общая стоимость - 8 миллиардов долларов (минус 13 процентов).