Инженеры, занимающиеся починкой Большого адронного коллайдера, предложили способ ускорить его ремонт. Идею специалистов описывает New Scientist.
Узнайте больше в полной версии ➞Самый большой ускоритель элементарных частиц на планете вышел из строя спустя девять дней после начала работы. Причиной поломки стал дефект контактов между двумя сверхпроводящими магнитами. В результате аварии из криогенной системы, поддерживающей магнит в сверхпроводящем состоянии, в тоннель ускорителя вылилось около шести тонн жидкого гелия.
Чтобы предотвратить повторные сбои, инженеры, ремонтирующие БАК, должны проверить все подобные контакты. В тоннеле длиной 27 километров их насчитывается около 10 тысяч. Рабочая температура тоннеля составляет 1,9 кельвина (-271 градус Цельсия). В настоящее время план работ предусматривает нагревание каждого из восьми секторов тоннеля до комнатной температуры (и даже чуть выше). Процедуры постепенного нагрева, проверки и последующего охлаждения требуют очень большого количества времени. Сектор 3-4, в котором произошла поломка, уже разморожен (ремонтные работы в нем были закончены 23 июня 2009 года), однако часть остальных пока держатся охлажденными.
Чтобы сократить временные затраты, инженеры разрабатывают технологию проверки контактов при относительно низких температурах - около 80 кельвинов (-193 градуса Цельсия). По словам Стива Майерса (Steve Myers), отвечающего за работы по ремонту БАК, об успехе или неуспехе нового метода можно будет судить в начале следующей недели.
Сроки ремонта Большого адронного коллайдера постоянно продлеваются. Через несколько дней после аварии инженеры говорили о двух месяцах, позже речь шла о полугоде, затем датой повторного запуска был назначен сентябрь 2009 года. Согласно последним данным, первые пучки протонов запустят не раньше октября, а столкновения пройдут еще позже.
Ремонтные работы в пострадавшем секторе 3-4 были закончены 23 июня 2009 года.