В Юрьевецком районе Ивановской области РФ начался эксперимент по введению так называемого восстановительного правосудия. Суть его в том, что специальная комиссия пытается помирить преступника и потерпевшего; при этом наказание должно быть обязательно согласовано с последним. Об этом пишет "Российская газета".
Узнайте больше в полной версии ➞Восстановительное правосудие не применяется в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления. Кроме того, обязательным условием применение восстановительного правосудия является признание вины обвиняемым; если он продолжает называть себя невиновным, это будет проверять суд.
Решать вопрос, можно ли попытаться примирить стороны, должен председатель суда. Если он дает добро, то психолог и другие специалисты из комиссии встречаются с жертвой и обвиняемым и узнают, готовы ли они решить дело миром. Если потерпевший удовлетворен раскаянием преступника, он может согласиться на более мягкое наказание.
В ходе судебного заседания материалы восстановительного правосудия приобщаются к делу и учитываются при вынесении приговора. После этого контроль за преступником не прекращается, и если появляется повод усомниться в его раскаянии - например, он заново совершает преступление или нарушает условия соглашения с потерпевшим, - смягчение наказания может быть отменено.
Типовой сценарий примирительных процедур для эксперимента разработали представители уголовно-исполнительной инспекции и местного филиала Владимирского института ФСИН по согласованию с судом и администрацией области. Пока восстановительное правосудие применяется только в отношении несовершеннолетних, нарушивших закон.
"Российская газета" пишет, что восстановительное правосудие пробуют в России впервые. Летом 2009 года, однако, сообщалось, что схожие методики в отношении трудных подростков применяются в Ленинском районе Новосибирска, в социально-реабилитационном центре для подростков "Прометей". Там получила распространение практика встреч между пострадавшими и правонарушителями, в ходе которых стороны могли договориться о возмещении ущерба. Тем не менее, о том, что жертва выбирает наказание преступнику, речи не шло.