Министерство обороны Германии выявило несоответствие действий полковника бундесвера Георга Кляйна (Georg Klein) в Афганистане существующим правилам. Подобный вывод был сделан в ходе инициированного министром обороны Германии Карлом-Теодором цу Гуттенбергом (Karl-Theodor zu Guttenberg) расследования, сообщает DW-WORLD.
Узнайте больше в полной версии ➞Министр изложит свою версию событий, в результате которых погибло около 125 афганцев, в ходе выступления в комитете бундестага по обороне. При этом, как сообщает агентство со ссылкой на газету Leipziger Volkszeitung, новое руководство военного ведомства дистанцировалось от прежней версии, выдвинутой руководством бундесвера и бывшим министром обороны.
Ранее бывший министр обороны Франц Йозеф Юнг (Franz Josef Jung), ссылаясь на проведенное расследование, утверждал, что полковник Георг Кляйн, запросивший поддержку американской авиации для удара по талибам, не превысил своих полномочий. Однако новый министр провел собственное расследование происшедшего и пришел к выводу, что командующий операцией нарушил ряд инструкций.
Вызвавший международный резонанс инцидент произошел в ночь на пятницу, 4 сентября на севере Афганистана в зоне ответственности бундесвера. Немецкому командованию стало известно, что талибы захватили два бензовоза, отрезали водителям головы и погнали машины в неизвестном направлении. Однако в районе деревни Джакуби машины увязли в песках.
Командующий немецким контингентом в Кундузе полковник Кляйн обратился к американцам с просьбой выслать самолет для обнаружения бензовозов. Вылетевший на разведку стратегический бомбардировщик нашел машины застрявшими в грязи на берегу реки Кундуз примерно в шести километрах от немецкого военного лагеря.
Опасаясь, что бензовозы нужны талибам для использования их в качестве бомб на колесах, немцы запросили поддержку с воздуха, и на место прибыли два F-15, пилотируемые американскими летчиками. Самолеты сообщили в командный пункт бундесвера, что вокруг бензовозов толпятся люди.
Связавшись по телефону с находящимся с деревне афганцем-осведомителем, немцы убедились, что собравшиеся вокруг машин люди были боевиками, кроме того, среди них находился один из влиятельных командиров талибов.
В момент принятия решения об авиаударе главные силы немецкого контингента были задействованы в другом месте и в распоряжении Кляйна не было ни одной БМП. Это и стало причиной приказа о воздушной атаке, в результате которой, по данным бундесвера, погибли более 50 талибов.
Позже стало известно, что помимо боевиков, возле цистерн были и мирные жители, в том числе и дети. По одной из версий, они сбежались за бесплатным топливом, по другой - талибы согнали жителей деревни к грузовикам насильно, чтобы они помогли вытолкать бензовозы из песка.
29 октября генерал-инспектор Вольфганг Шнайдерхан (Wolfgang Schneiderhan) выступил с заявлением, что эксперты НАТО признали действия немцев обоснованными. Ранее журналисты немецкой Suddeutsche Zeitung заявили, что к ним в руки попал секретный доклад альянса, в котором ответственность за гибель мирных афганцев возлагалась на бундесвер. Однако официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай (James Appathurai) опроверг эти сведения.