Эхуд Соль (Ehud Sol), душеприказчик литератора Макса Брода, которому завещал свои архивы Франц Кафка, заявил в Тель-Авивском суде по семейным делам, что эти архивы должны быть переданы Национальной библиотеке Израиля, пишет газета "Гаарец".
Узнайте больше в полной версии ➞Ныне архивы хранятся у сестер Евы Хоффе (Eva Hoffe) и Рути Вислер (Ruti Wisler), которые держат их в пяти различных банках в Тель-Авиве. Сестры унаследовали бумаги от своей матери Эстер Хоффе, бывшей секретарши (и, предположительно, любовницы) Макса Брода. Соль представил суду письмо Брода, адресованное его другу Феликсу Вельчу (Felix Weltsch). Из этого письма следует, что свой литературный архив, в том числе и бумаги Кафки, Брод завещал Национальной библиотеке. Однако с самим завещанием ознакомиться не представляется возможным, поскольку оно, по-видимому, находится среди документов, скрываемых Хоффе и Вислер.
Суд дважды (в 2008 и в 2009 годах) предписывал сестрам открыть архивы, однако это до сих пор не сделано. В январе 2010 года Ева Хоффе в очередной раз обжаловала судебное решение, утверждая, что открытие архивов может сорвать переговоры об их продаже в Германию и причинит ей большие убытки.
По словам адвоката Национальной библиотеки Меира Хеллера (Meir Heller), о том, что Брод изменил свое завещание, доверив заботу о своем наследии не Эстер Хоффе, а Феликсу Вельчу, было известно и ранее. Однако письмо Брода к Вельчу стало первым документальным подтверждением этого факта.
Эстер Хоффе хранила архив в своей тель-авивской квартире, где жило множество кошек и собак. Специалисты опасаются, что бумаги в очень плохом состоянии. До самой своей смерти весной 2008 года (ей был 101 год) Эстер Хоффе пресекала все попытки литературоведов добраться до архива Кафки. Часть архива (рукопись романа "Процесс") она продала в 1988 году на аукционе Sotheby's за миллион фунтов стерлингов. Национальная библиотека Израиля впоследствии пыталась вытребовать рукопись у немецкого литературного архива в Марбахе, однако успехом эти попытки не увенчались.